выберите цвет оформления:
Форум коллекционеров масштабных моделей автомобилей
  

 
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 02.11.2015, 11:11   #10
carassus
ОДИН форума
 
Аватар для carassus
Регистрация: 21.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 3,915
Сказал(а) спасибо: 21,845
Поблагодарили 21,855 раз(а) в 3,586 сообщениях
По умолчанию

Для многих шведский авиапром, если таковой вообще существует – это SAAB. Но на самом деле СААБ был далеко не первым, и об этом краткий рассказ...


Все написанное здесь, быть может – да как в итоге почти все в визитке – в новую тему пойдет, которую я периодически грожусь открыть уже года три. Однако порог для открытия темы – 25 моделей, а китов я пока собрал лишь 18. Так что – просто задел на будущее пишем. В любом случае - пусть будет.

Сперва несколько имен и названий:

- первым сертифицированным летчиком Швеции стал в 1909 году барон Карл Сёдерстрём (Carl "Flygbaronen" Cederström, 1867-1918), летавший на аэроплане Блерио по имени "Nordstiernan". Надо отметить также, что он был и первым автодилером страны.

- Хуго Сундстедт (Hugo Sundstedt (ур. Leonardsson), 1889-1966) – стокгольмский таксист, обладатель диплома авиатора №9. Именно из-за своей профессии он познакомился с Седерстремом, увлекся авиацией, поставил несколько национальных рекордов того времени и… выкупил Nordstiernan у предыдущего хозяина. В дальнейшем эмигрировал в Штаты и основал компанию, разрабатывавшую проекты гидросамолетов и быстроходных лодок для сторонних производителей.

- Оскар Аск (Oscar Ask, 1883-1916) и Ялмар Нюроп (Hjalmar Nyrop, 1885-1915) – шведские инженеры. Именно им на пару принадлежит честь постройки первого шведского аэроплана на основе чертежей Блерио – Ask Nyrop Gräshoppan. Такое прозвище, Кузнечик, аппарат получил от того, что так и не смог подняться в воздух из-за недостаточной мощности мотора, а лишь совершал подскоки. После неудачи Аск покинул дело и Нюроп продолжал доводить аэроплан один. В итоге он стал первым шведом, летавшим на самолете, построенном в Швеции.

- Йоста фон Порат (Gösta von Porat, 1886-1972) – офицер, диплом авиатора №7. В дальнейшем – полковник ВВС, командир авиакрыла F3 (Östgöta flygflottilj). То, что у шведов есть музей авиации, Flygvapenmuseum в Линчёпинге – во многом его заслуга: он спасал от уничтожения образцы снятой с вооружения техники, которая и легла в основу музея.

- И, наконец, пионер шведской промышленной сборки - Эно Тулин (Enoch Thulin, 1881-1919). Обладатель диплома №10. В июне 1913-го он приобрел себе аэроплан, угадайте какой? Правильно, Nordstiernan! К тому времени аппарат был настолько изношен, что он обратился к О.Аску с просьбой о восстановлении Северной Звезды, при этом сам помогал ему в работе. В процессе они стали партнерами и основали фирму AVIS - Aeroplanvarvet i Skåne, строившую самолеты Bleriot XI, аналог Nordstiernan.В 1914-м AVIS выкупил и дело Нюропа, организовав при помощи спонсоров фирму AB Enoch Thulins Aeroplanfabrik (АЕТА, Thulinverken).

Вот вокруг этих имен, собственно, вся ранняя история шведского воздухоплавания и вертится. Необходимо, пожалуй, упомянуть еще Эльзу Андерссон (Elsa Andersson, 1897-1922)- первую шведскую женщину-авиатора и первую же парашютистку.

Теперь немного о фирмах штучного производства:

- Svenska Aeroplankonsortiet (Svenska Aeroplanfabriken, SAF) – 1913, детище офицеров Йосты фон Пората, Аллана Юнгера, Ларса Фьелльбэка, Торда Онгстрема (внук знаменитого физика) и банкира Торстена Гильберга. До 1916 года поставили армии три самолета, так что это – не авиапром, но упомянуть необходимо.

- AB Södertelge Verkstäder – 1913, завод появился в результате разделения Vabis. Его авиационное подразделение возникло благодаря К.Седерстрему. В течение первого года было сделано по лицензии два аэроплана Фарман, с 1915-го – копии немецкого Альбатрос (оригинал потерпел аварию в Стокгольме и послужил прототипом). В 1916-м место Седерстрема занял Й.фон Порат, а в 1917-м все готовые аэропланы (три штуки), моторы и оборудование были проданы Э.Тулину. Ну а всего было собрано 10 (?) экземпляров.

- Nordiska Aviatik AB (NAB) – 1916, основана все теми же К.Седерстремом и Л.Фьелльбэком. Занималась производством копий Альбатросов и американского Curtiss Twin JN – первого двухмоторного самолета шведской сборки. Самолеты были проданы в Финляндию и участвовали в гражданской войне 1918 года. Но во время перегона туда аэроплана Curtiss Седерстрем погиб, после чего фирма прекратила свое существование.

Фото:
1-5. К.Сёдерстрём и его Nordstiernan, восковая фигура из музея аиации, реклама показательных полетов
6-7. Х.Сундстедт и тот же аэроплан
8-10. О.Аск, Нюроп и самая первая версия первого шведского аэроплана - Gräshoppan
11. Король Швеции Густав V и О.Аск осматривают аэроплан
12. Й. фон Порат
13. Э.Андерссон
14-15. Копия Nordstiernan в музее и в полете на мероприятии, посвященном 100-летию шведской авиации
Миниатюры:
NordstjernanCoderstrom.jpg   Carl.Cederstrom.o.plan.jpg   cederstrom-flygbaronen.jpg  

Coderstrom billboll.jpg   cederstrom-flygning.jpg   HugoSundstedt.jpg  

nordstjernan_hugo_s.jpg   ask.jpg   nyrop.JPG  

grashoppan.jpg   Gustav-V_Ask.jpg   Gösta_von_Porat_1937.jpg  

andersson.jpg   cederstrom-bleriot-xi.jpg   100arbleriot-2.JPG  

carassus вне форума   Цитата
Сказали cпасибо (8):
Antitrend (02.11.2015), DEE (02.11.2015), HaruTarra (02.11.2015), Maksus (02.11.2015), Pivoraki (02.11.2015), wassermann (02.11.2015), Валерий Беликов (04.11.2015), Денисовец (02.11.2015)
 

Метки
saab, volvo
 


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 11:55. Часовой пояс GMT +3.