Так получилось, что новинки стали обходить меня стороной. Хочется чего-то по теме и одновременно для души. Но как-то все не сросталось. И вдруг неожиданный подарок судьбы, заполнивший зияющий пробел в моей фордовской подборке ( между Т и В ).
1928 FORD MODEL A STANDARD COUPE
( MINICHAMPS #400082102, тираж 1008шт. )

Форд Модель Т был впервые выпущен в 1908 году, и его доступность помогла миллионам семей и водителей впервые сесть за руль автомобиля.
В середине 1920-х клиенты Ford дали понять, что почтенная «Жестяная Лиззи» — Ford Model T — исчерпала себя и что Ford пора разработать «следующую большую вещь» для автомобильного рынка. В то время как конкуренты строили автомобили, которые лучше подходили для быстро модернизирующихся дорог и потребительских вкусов, Генри Форд считал, что Model T по-прежнему остается лучшим вариантом для тех, кто живет в сельской местности, а также для тех, кто хочет доступных цен.
20 января 1926 года Эрнест Канцлер, второй вице-президент компании Форд, подал Генри пространную докладную, смысл которой сводился к следующему: «Модель „T“ своим существованием угрожает существованию всей фирмы». Но Генри Форд отнесся к этому документу как к прошению об отставке, после его подачи Канцлер не продержался на своем посту и одного месяца.
Горизонт Ford Motor Company все плотнее затягивали тучи. Это видели все, кроме самого Генри. Он продолжал считать, что на ближайший период единственная забота, связанная с моделью «Т» — это увеличение ее производства. И только к концу 1926 года Эдселу, единственному сыну Генри Форда, удалось убедить отца, что Ford T пора снимать с производства.

Первые чертежи новой модели — Ford A были готовы уже к середине января 1927 года. Сначала над проектом работали Джозеф Галемб и Френк Джонсон, потом к ним присоединился и сам Генри. В ходе разработок новой модели от него не ускользнула ни одна мелочь. Машина должна была получить четырехцилиндровый двигатель, так как Генри недолюбливал шестерки еще со времен модели «К». Общую схему двигателя он позаимствовал у модели «Т» — четыре цилиндра и Г-образная головка блока, но на этом сходство закончилось. Место термосифона занял водяной насос, зажигание от аккумуляторной батареи пришло на смену старому магнето, расположенному в маховике. Генри использовал любую возможность для упрощения машины. Несмотря на то, что Эдсел настаивал на применении топливного насоса, Генри применил старую схему подачи топлива самотеком из бензобака, расположенного перед торпедо машины. Он имел оптический указатель топлива, топливо поступало в карбюратор самотеком
Модель была первым автомобилем, имеющим безопасные стекла в ветровом стекле. Ford Model A использовал механические барабанные тормоза на всех колесах. Главным его аргументом по-прежнему была простота конструкции. Модель A была первой Ford, в которой использовался стандартный набор органов управления водителем с обычными педалями сцепления и тормоза, дроссельной заслонкой и переключением передач.
Хотя Генри и согласился на установку тормозов на всех колесах, он выступил против применения гидравлического привода, не доверяя многочисленным шлангам и трубопроводам. И, разумеется, конструкция подвески не должна была затронуть принципиальной схемы с двумя поперечными рессорами.
Двигатель представлял собой четырехцилиндровый двигатель объемом 200,5 кубических дюймов и мощностью 40 лошадиных сил, что было почти вдвое больше, чем у предыдущей модели T.
Через двадцать четыре года после выпуска первой модели А свет увидел второе пришествие автомобиля Ford Model A, появление которого в 1927 году стало самой обсуждаемой новостью прежде всего из-за совершенно нового неповторимого и привлекательного дизайна. Сейчас по разному отзываются об этой модели. Одни утверждают, что модель A стала приемником модели Т, которая слишком долго занимала лидирующие позиции. Другие, наоборот, представляют его форму результатом конфликта старого и нового.
Как бы там не говорили одни и другие, но с точки зрения дизайна модель А была прежде всего очень хорошо нарисованным и гармоничным автомобилем. Первый рисунок будущей модели А во многом приписывают сыну Генри Форда — Эдселу. И хотя в разработке будущего автомобиля принимали участие многие люди, доподлинно известно, что именно Эдсел набросал эскиз облицовки радиатора и панели приборов для этой модели.
Cамым большим и главным отличием Ford A от остальных автомобилей было то, что он был соразмерен с человеком. Удивительно правильно была выбрана масштабность и основного объема, и каждой детали. Автомобиль был не мал и не велик, в отличии от других производителей, которые создавали хотя и красивые, но уж слишком огромные автомобили.
Модель А навсегда останется последним удачно спроектированным автомобилем со сложной композицией. Позже, в 30-е годы, в мировом дизайне начнется долгий процесс интеграции элементов кузова в единое целое. Аэродинамика начнет преобладать над чувством и практичностью.
1 декабря 1927 года Генри Форд купил полностраничные объявления в 2000 газетах, чтобы объявить об автомобиле Ford Model A 1928 года, долгожданной замене Model T.
«Мы считаем, что новый автомобиль Ford является таким же большим усовершенствованием в автомобилестроении, как и Model T 1908 года», - заявил он. «По внешнему виду, характеристикам, комфорту, безопасности, во всем, что нужно для создания хорошей машины, она подтвердит все, что я здесь сказал».
Люди устремились в автосалоны, чтобы увидеть Ford Model A. Губернатор Нью-Йорка Франклин Д. Рузвельт купил один для использования вокруг своего поместья в Гайд-парке, и каждая звезда, от Лилиан Гиш до Уилла Роджерса, казалось, была владельцем A.
Представленная публике в декабре 1927 года модель А 1928 года сразу же произвела фурор. За первую неделю новый автомобиль посмотрели около 10 миллионов человек. Толпы собрались в таких количествах, что многим городам пришлось посылать полицию, чтобы помочь направить движение вокруг тех, кто выстраивался в очередь, чтобы увидеть новый Ford. Хотя энтузиазм и спрос были высокими, производство отставало. Недавно установленная сборочная линия для Model A в Rouge не работала на полную мощность до середины 1929 года, когда они смогли производить 9000 единиц в день.
Модель А показала, что вкусы клиентов развиваются так же быстро, как новые дороги с твердым покрытием, и производители должны меняться так же быстро. Это также показало, что Генри действительно «способен сделать из Лиззи леди!»
Для Форда началась новая эпоха, отмеченная повторным использованием индекса А. Ford Model A стал вторым по величине успехом Ford Motor Company после своего более известного предшественника Model T. Впервые проданный 2 декабря 1927 года, он заменил модель Т, которая производилась 18 лет. Новая модель А получила обозначение модели 1928 года и была доступна в четырех стандартных цветах. По сравнению с Моделью Т, Модель А была более сложной и состояла примерно из 6800 различных деталей по сравнению с менее чем 5000 компонентами, из которых состояла Модель Т.
В зависимости от предпочтений или возможностей, покупателям предлагался большой ряд всевозможных модификаций, из которых можно было выбрать автомобиль в стиле Купе (Standard и Deluxe), Бизнес-Купе, «Sport Coupe», «Roadster Coupe» (Standard и Deluxe), кабриолет, фаэтон (Standard и Deluxe), «Tudor» (Standard и Deluxe), «Town Car», «Fordor» (2-окна) (Standard и Deluxe), «Fordor» (3-окна) (Standard и Deluxe), «Victoria», универсал, такси, пикап и др. Цены на Ford A составляли от $385 за модель с кузовом родстер до $1400 за модификацию «Town Car».
В дополнение к США, Ford производил модель на заводах в Аргентине, Канаде, Франции, Германии и Великобритании. В Европе, где автомобили облагались налогом в соответствии с рабочим объемом двигателя, Ford оборудовал модель А двигателем 2033 куб. см. Тем не менее, объем двигателя был еще достаточно велик и привлекал ежегодные налоговые сборы с автомобиля в размере 24 £ в Великобритании и аналогичные налоги на других основных европейских рынках, в результате чего автомобиль был не в состоянии конкурировать в секторе недорогих массовых автомобилей. Модель была к тому же и слишком сырой, чтобы выступать в качестве предмета роскоши.
В 1928 году было изготовлено 633 594 автомобиля, а в 1929м уже 1 507 132. Первый миллион был выпущен 4 февраля 1929 года, а второй – уже 24 июля того же года. Покупатели голосовали кошельком за новый автомобиль Форда – популярный, недорогой, простой в обслуживании и надежный.
Самыми дешевыми кузовами в модельном ряду были фаэтон и родстер, но лучше всего продавался двухдверный закрытый седан, за все годы производства с 1927го по 1931ый Форд изготовил 1 259 128 таких автомобилей. На втором месте по популярности шло стандартное купе – их изготовили 556 238 экземпляров. Цены на Ford A составляли от 385 $ за модель с кузовом родстер до 1400 $ за модификацию «Town Car».
Автомобиль продержался в производстве до конца 1931 года, постоянно совершенствуясь и получая внешние изменения, так как ежегодное обновление моделей стало теперь в США обычным явлением. Всего было выпущено 4 849 340 моделей Ford A во всех вариантах. Его преемником стал Ford Model B (1932).
Для нас этот форд интересен еще и тем, что он положил начало крупномасштабному производству автомобилей в СССР. Их выпуск должен был начаться в Нижнем Новгороде (с 1932 года город Горький) согласно купленной у компании Ford в 1928 году технической документации. Пока с 1929 по 1932 годы шло сооружение завода НАЗ (переименованного в ГАЗ), в Москве был построен автосборочный завод имени КИМ. На нём с 1930 года началась отверточная сборка автомобилей Ford Model A. В 1932 году на заводе ГАЗ стала выпускаться лицензионная версия модели под названием ГАЗ-А. И хотя Форд люто ненавидел большевиков и СССР, но он прежде всего был бизнесменом. Поэтому и пошел на такой шаг.
О модели. На мое счастье Minichamps образцом для своего ФОРДА выбрал модель А в кузове Standard Coupe. Нравятся мне эти смешные кургузые автомобильчики больше, чем все прочие седаны с фаэтонами.
Первый выпуск в синих коробках был выпущен в 2005 году и посвящался 100-летнему юбилею компании Форд. Какой был тираж я не знаю. Называются разные цифры – от 5 до 10 тысяч. Цвет – Arabian Sand c черной крышей. Через 2 года состоялся дополнительный тираж (1152 экз.), но уже зеленого цвета. В 2009 году – новое переиздание в количестве 1008 шт., снова песочного цвета и крышей в цвет кузова. Именно такой мне и достался.
Общий уровень проработки и изготовления мне понравился. Верно переданы общие обводы кузова и капота. Достаточно подробно выполнено донышко, хорошо просматриваются иксобразная фордовская рама, выпускная система.
Как плюс можно отметить аккуратнейшие дверные ручки, задние фонари, фары.
Главный недостаток традиционный для минича – серебрянка вместо хрома. И неожиданно для меня – грубые колесные спицы на фоне неплохой резины. Но, если честно, это не сильно повлияло на мое восприятие модели. Отличное пополнение коллекции – для тех кому это в тему.