После маленького Мерседеса давайте о большом. На примере города Лондона.
Классический Рутмастер в начале XXI века уже не просто устарел, но и перестал отвечать требованиям законодательства – имеется в виду закон 1995 года о дискриминации лиц с ограниченными возможностями (который в Королевстве и породил спрос на всякого рода полу- и низкопольные автобусы). В такую конструкцию ну никак не установить аппарель для колясок, где бы дверь ни находилась. Да и открытая площадка у RM и RML иногда становилась источником травм – если раньше на такое не обращали внимания, то к этому времени все изменилось. И тогда родилась идея внедрить на маршруты супердиковинку - то, что в остальном мире оценили уже давным-давно: сочлененный автобус.
В октябре 2001 года были взяты в аренду 8 гармошек – 6 Wright Fusion и 2 Wright Eclipse Fusion, оба на шасси Volvo (B10LA и B7LA соответственно). Автобусы были поставлены на один из наиболее загруженных маршрутов и показали себя весьма неплохо. В начале лета 2002-го на пригородные маршруты сервиса Red Arrow вышли заказанные по результатам тех испытаний новенькие Mercedes-Benz Citaro O530G (Wrightbus выпускал подобные машины лишь штучно и не смог бы быстро выполнить заказ).
Гармошки брали на борт почти вдвое больше пассажиров, нежели Рутмастеры (140 против 77 – мест для сидящих при этом было значительно меньше, разумеется), хотя при этом были и вдвое длиннее (18 против 9.1 м). Однако основным преимуществом была скорость на маршруте – посадка/высадка через все три двери проходила несравнимо быстрее, чем через одну в двухэтажном старичке или даже новых двухдверных дабл-деккерах. Однако большая длина имела и негативную сторону – больше всего возмущались мотоциклисты и велосипедисты, которых из-за слепых зон водителю часто просто невозможно было заметить… Ну и плюс радиус поворота да трудности маневрирования на тесных улицах, само собой.
Но преимущество в скорости и провозной способности перевесило недостатки и было заказано 130 гармошек. Тут же, правда, вылез забавный косяк: свободный вход во все двери, как раз и позволявший достигать это самое преимущество, привел к тому, что гармошки получили прозвище "бесплатный автобус": народ массово забивал на оплату проезда, а водитель не мог (да и не хотел) контролировать всех. Подсчитали, что из-за безбилетников за год на одну машину оператор недополучал более 6 000 фунтов (что значительно больше любых других типов, где зайцы тоже водились, конечно же). Решено было нанять дополнительных работников – кондукторов, что впоследствии тоже сыграло свою роль, ведь это "непозволительная роскошь и трата средств".
Но у Мерседесов вдруг выявилась и другая, более серьезная беда – из-за проблем с двигателями они горели как спички… Зимой 2003-04 гг. сгорели подряд три автобуса, после чего весь флот из-за опасности для пассажиров был отставлен от работы. После модификации и замены деталей автобусы вернулись на маршруты. До самого окончания службы подобных проблем больше (почти, за исключением одного случая) не было, но в 2013 году, когда их уже продали на Мальту (68 штук) – проблема вернулась*…
Однако главным врагом лондонских гармошек были не безбилетники и не пожары, а Борис Джонсон, сделавший их ликвидацию одним из основных обещаний в борьбе за пост мэра Лондона 2008 года. Был даже придуман такой термин, как "дебендификация" (debendification)! Борис "припомнил" гармошкам все, включая и расходы на экипаж, и безбилетников – "мы, дескать, теряем в год до 7 млн фунтов на этих автобусах"!!
И как только он победил, то от слов перешел к делу и занялся продвижением идеи Борис-мастера. А гармошки, начиная с лета 2009-го, стали постепенно списываться, с заменой их на обычные одно- и двухэтажные модели (где-то нечто подобное я недавно видел, или мне так кажется?). Причем списание шло ускоренными темпами и вместо запланированных 2013-2015 годов все они были выпилены уже в декабре 2011-го… Последний рейс был совершен 10 декабря.
Еще немного об экономике: чтобы только сохранить провозную способность на трех основных маршрутах "гармошек", потребовалось сразу 12 600 000 фунтов! На закупку дополнительных машин (еще до New Routemaster), зарплаты лишним водителям, механикам и т.д. Досрочное завершение эксплуатации, с "насильственным" списанием тоже закончилось неустойкой, кстати… И неустойка эта исчислялась не парой тысяч)), а на два маршрута – 2.2 миллиона))! Ну а стоимость проекта Борисмастер уже была описана ранее.
Списанные лондонские машины с радостью были приняты в Шотландии, Бристоле, Ливерпуле, Брайтоне и других городах. Но почти половина была продана на Мальту, о чем уже упоминалось. Начиная с 2017-го периодически снова возникает тема о том, что неплохо все же было бы снова выпустить на улицы "бенди-басы", хотя до дела пока не дошло. Но "ребендификация" не за горами, учитывая провал Нового Рутмастера??
Фото -
1. Wright Fusion
2. Wright Eclipse Fusion
3-5. они были неотъемлемой частью лондонского пейзажа
6-7.
8. Последний день
9. в ожидании дальнейшей судьбы
Привет, Стас. Маленькая находка на просторах THE NEW YORK PUBLIC LIBRARY DIGITAL COLLECTIONS: 1930-е года, США. 72-местный двухэтажный американец Passenger Double Deck Coach - Model 720 из автопарка Chicago Motor Coach Company снаружи и внутри.......
Миниатюры:
Последний раз редактировалось cyberman 77; 07.12.2020 в 22:49.
...но в 2013 году, когда их уже продали на Мальту (68 штук) – проблема вернулась*…
Про это надо, пожалуй, сказать подробнее...
Гармошки, после первого заказа в 130 машин, продолжали поступать в Лондон до (правильно!) 2008 года, когда мэром стал Джонсон. Всего их набралось около 350 штук и вот 3-9-летние машины стали не нужны. Arriva London North, у которой их было 120+ экземпляров, почти половину перевезла на Мальту, где как раз в 2011 году стала основным оператором.
Там 25-27 августа 2013 года за три дня сгорело три (!) гармошки! А еще в семи случаях до этого возгорание удавалось обнаружить и потушить на ранней стадии… Результатом стало снятие всех Citaro G с линии и своего рода транспортный коллапс, ведь именно они обслуживали все междугородные маршруты, линию в аэропорт и т.д. Вся древняя техника в 2011 году (с приходом Arriva) была распродана в частные руки или списана, но и ее пришлось возвращать! Вместо Мерседеса запросто мог подъехать 40-50-летний расписной частный олдтаймер без кассы на борту и такое положение дел сохранялось довольно долго, пока шло расследование. Мало того, 3 января 2014 года Аррива (терявшая осенью 13-го по 400 000 евро в неделю) передала весь свой парк за символическую сумму и списание долгов, коих за два года накопилось под 50 млн, новому оператору – Transport Malta.
Гармошки, на которые Арривой делалась ставка и которые стояли в итоге "под забором" во Флориане, спустя полгода были проданы за 601 000 евро частной мальтийской компании, которая намеревалась перепродать их в Судан. Однако к маю 2014-го покупатель так и не смог переправить их туда. Но ведь на дороги Мальты выход им тоже был закрыт!! И отправились эти автобусы прямиком под пресс и на свалку… Вот такая бурная и яркая была биография у части лондонских Citaro G! А им лет-то было всего ничего.
Кстати, оставшиеся в Британии остальные экс-лондонцы без особых проблем откатали положенный им срок, а самые свежие и сейчас работают. Длившееся полгода мальтийское расследование установило, что причиной пожаров стали попадание топлива и масла на раскаленные участки моторного отсека, плохое охлаждение, а также неподходящие для эксплуатации условия на Мальте и (а как же!) отвратительное обслуживание машин, в том числе и при первом хозяине. Выбранные наугад целые автобусы имели те же дефекты в топливной и масляной системах и очередной факел был вопросом времени… Хорошо еще, что никто от всех этих пожаров не пострадал! За исключением окружающих автомобилей порой.
Фото:
1. На английских номерах
2. Непросто им там было...
3-6. Пожары
7-8. "Замена"...
9-11. в ожидании решения
12. финал
Привет, Стас. Маленькая находка на просторах THE NEW YORK PUBLIC LIBRARY DIGITAL COLLECTIONS: 1930-е года, США. 72-местный двухэтажный американец Passenger Double Deck Coach - Model 720 из автопарка Chicago Motor Coach Company снаружи и внутри.......
Сообщение от carassus
Андрей, спасибо! Прикольная штука, не встречал до этого
Я сам даже и не знал, что в США эксплуатировались двухэтажные автобусы . Вот ещё маленький довесок с просторов THE NEW YORK PUBLIC LIBRARY DIGITAL COLLECTIONS. Всё снято на просторах США и там же похоже и собрано P.S. На этом всё.....
Миша, а чё, немцы избранники фей что ли? Тем более с их любовью к различным нетрадиционным решениям и схемам в технике.
Я вот читал Стаса и мне мигом история "зажигалки Люфтваффе" Не-177 Greif вспомнилась, ну прям вместо банального бусика дальний бомбер подставь, а всё остальное по тексту...
__________________
Александр
----------------------------------------- Whatever happens, we have got
The Maxim gun, and they have not.
...в 2013 году, когда их уже продали на Мальту (68 штук) – проблема вернулась*…
Эээ... даже не беря во внимание "горелую историю", что они там на Мальте хотели ловить с этими гармошками! Там же тесно!
В 2017 я там даже ни одного стандартного автобуса не видел, то бишь трёхдверного длиной 12 м; по крайней мере мне попадались только 10-метровые средние двухдверники.
__________________ Ситроен - хорошая и мощная машина. На большой скорости она прижимается к асфальту и на повороте не полетит кувырком под откос, как американская. (С)