6 сентября 1976 г. 40 лет назад
Угон истребителя-перехватчика МиГ-25П
6 сентября 1976 года старший лейтенанту В.И. Беленко ушёл в обычный тренировочный полёт вместе с ещё двумя МиГами с аэродрома Сахаровка, расположенного в 200 км от Владивостока. Вскоре после взлёта он оторвался от строя, снизился до высоты 45 м, чтобы уйти из поля зрения РЛС, пролетел вблизи земли примерно 400 км и. набрав высоту 6000 м, взял курс на авиабазу Читозе, где были самые длинные на Хоккайдо ВПП.
Жители японского города Хакодате были взбудоражены рёвом реактивного двигателя; высыпав на улицы они увидели в небе над городом чудовищный истребитель. Сделав над городом три круга, истребитель пошёл на посадку в местном аэропорте. Самолёт коснулся земли в середине ВПП и, хотя лётчик выпустил закрылки и тормозной парашют, МиГ проскочил всю полосу, проехал ещё 240 м по грунту и, завалив две антенны инструментальной системы посадки, остановился.
Дальше действо разворачивалось в духе крутого голливудского боевика. Из кабины выбрался лётчик, который пальнул в воздух из штатного ПМ. отгоняя любопытных служащих, а от незамедлительно прибывшего руководства аэропорта он потребовал немедленно закрыть самолёт брезентом. МиГ отбуксировали сначала на парковочную стоянку, а затем в ангар. Виктор Беленко сначала заявил, что он приземлился из-за нехватки топлива, но вскоре попросил политического убежища, в чём японцы ему сразу отказали. Однако оставались ещё американцы, они-то и были главными закулисными действующими лицами международного скандала.
Беленко не был лётчиком-испытателем, а МиГ-25П был в 1976 году отнюдь не новейшим самолётом, но от этого нашему командованию было не легче. К слову сказать, угон МиГ-25П был не первым и не последним случаем, когда
МиГи улетали по воле пилотирующих их лётчиков к вероятному противнику. Но в 1976 году самолёт впервые угнал советский летчик. Зачем же американцы гонялось за далеко не самым новым самолётом? Пожалуй, ни по одному советскому самолёту не имелась столь противоречивая информация, и ни один наш самолёт, кроме МиГ-25. не получал прозвище «несбиваемый».
Японские и американские специалисты несколько недель изучали советский перехватчик, а затем вернули самолёт СССР.
После того как МиГ-25П был поневоле рассекречен, с него были сняты экспортные ограничения. Тут же этим воспользовался Ирак и закупил 20 самолётов. Сирия пошла дальше и приобрела 30 машин, не отстал и Алжир. В скором времени МиГи покажут себя в схватках с американскими истребителями. Верх будет за МИГами.
«Стимулировал» Беленко и создание ещё более совершенного МиГ-25ПД (перехватчик доработанный). В 1978 году авиазавод в
Горьком уже освоил выпуск этих машин. На них стоял новый локатор, вооружение пополнилось ракетами, и ещё был установлен теплопеленгатор, который позволял обнаруживать скрытые цели на земле.
Так что худа без добра не бывает…