Я практически не интересуюсь этим видом транспорта. Наверное, из-за того, что это не автономное средство передвижения (в наше время этот вид транспорта становится все более автономным, но все равно остается зависим от контактной сети). Но без троллейбусов история нашего автопрома выглядит не полно.
Троллейбусы поступают в коллекцию при минимальном приложении сил. Есть исключение, точнее мечта: ТС-1, троллейбус детства, который очень хочется поставить на полку.
Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ), Москва.
Свою историю завод ведет с 1905 года. Активное развитие трамвайного движения в Москве создало предпосылки для постройки "Сокольнических ремонтно-трамвайных мастерских".
После победы Великой Октябрьской социалистической революции мастерские были национализированы и на их основе создан Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ). С января 1934 года на заводе СВаРЗ была начата сборка троллейбусов модели ЛК. В течение 1934—1936 годов завод был единственным массовым производителем первых советских троллейбусов модели "ЛК"".
В 1955—1956 годах предприятие изготовило 18 троллейбусов экскурсионного типа модели ТБЭС для выставочной линии ВСХВ (ВДНХ). В течение 1958—1964 гг. изготовлено 524 единицы модернизированной модели этого троллейбуса МТБЭС для городских магистралей. Весной 1959 года СВаРЗ спроектировал и изготовил первый в СССР сочленённый троллейбус СВаРЗ ТС-1. В течение 1959—1963 годов предприятие изготовило 45 таких машин, а в 1964-68 годах — 90 сочленённых троллейбусов модели ТС-2. На протяжении 10 лет (с 1960 по 1970 гг.) завод изготавливал также грузовые троллейбусы модели ТГ-1 и ТГ-3.
Летом 2019 года Мэр Москвы и генеральный директор "КамАЗа" подписали соглашение о начале производства электробусов и электрокомпонентов к ним в Москве
Троллейбусный завод им. Урицкого (ЗИУ), Энгельс.
История предприятия началась в 1870 году, когда около села Радица Брянского уезда Орловской губернии был построен Радицкий вагоностроительный завод. Этот завод входил в Акционерное общество Мальцовских заводов и выпускал железнодорожные вагоны и другую железнодорожную технику. В 1918 году завод был национализирован, в 1922 году завод переименован в честь революционера Моисея Урицкого (Завод имени Урицкого).
В 1941 году правительство СССР принимает решение об эвакуации завода в город Энгельс. Основным видом продукции завода в военное время 1941—1945 гг. было производство артиллерийских снарядов. В 1946 году завод вернулся к выпуску довоенной продукции. 1950 год — постановлением Совета Министров СССР от 28 февраля 1950 года решено переоборудовать предприятие под производство троллейбусов, а в 1951 году — к 1 мая 1951 года изготовлен первый опытный образец троллейбуса. К августу 1951 года на заводе была окончена подготовка и к концу года выпущен 21 троллейбус марки МТБ-82. 1955 год — ежегодный выпуск троллейбусов марки МТБ-82 был доведен до 360 штук. Спроектирован и построен пассажирский троллейбус собственной конструкции ТБУ-1. В 1959 году — созданы новые образцы продукции, унифицированные по конструкции: троллейбус ЗиУ-5 и автобус ЗиУ-6 (дальнейшее развитие : ЗИУ-6М, ЗИУ-6-2М (ЗИУ-680)) К сожалению, автобусная линейка в серию не пошла. В 1971 году разработана новая модель троллейбуса ЗиУ-9.
1993 год — завод имени Урицкого был переименован в "Троллейбусный завод", в документах указывался как "ТролЗа".
2004 год — преобразование завода в ЗАО "ТролЗа".
В конце августа 2019 банк "Россия" подал в Арбитражный суд Саратовской области заявление о банкротстве ЗАО "ТролЗа", однако 27 декабря того же года дело было прекращено. В январе 2020 заявление о банкротстве "Тролзы" подала Федеральная налоговая служба. 18 июня 2020 во время пресс-конференции министр промышленности и энергетики Саратовской области Андрей Архипов рассказал о прекращении работы "ТролЗа". По факту завод перешел к "ПК Транспортные системы", новому инвестору, который зашел на площадку "ТролЗы" для организации производства своей продукции (троллейбусов, позже трамваев). Площадка получила название "Энгельсский завод электрического транспорта".
Киевский завод электротранспорта (КЗЭТ), Киев
Основан в 1904 году. Васильковский трамвайный парк, расположенный на южной окраине Киева, был преобразован в вагоноремонтные мастерские. Вначале производился только ремонт вагонов, но потом также начался их выпуск. В 1920-30 годы предприятие называлось "Завод имени Т. Домбаля" и выпускало двухосные моторные и прицепные вагоны, в предвоенные годы была также выпущена небольшая партия четырёхосных вагонов.
В 1928, 1958 и 1984 годах изготовлял вагоны для киевского фуникулёра.
После войны завод продолжал ремонт и выпуск трамвайных вагонов, также был освоен ремонт и выпуск троллейбусов. В частности, до 1968 года выпускались трамваи КТВ-55 и КТП-55 (моторные и прицепные), КТВ-55-2 и КТВ-57 (двусторонние), троллейбусы марки "Киев" (всего 6 моделей).