AEC Regent – такая же долгоиграющая легенда, как тот же Leyland Titan. Шасси это строилось на протяжении 40 лет, хоть и в разных модификациях, конечно. Так как порядка в теме отродясь не было, то начнем с конца, а к истокам когда-нибудь, быть может, вернемся.
Regent, появившийся в 1929 году – творение Дж. Рэкхема, который уже упоминался неоднократно и чьей разработкой был Leyland Titan. Перейдя на АЕС и работая над новой линейкой шасси, Рэкхем учитывал опыт разработки и недостатки Титана, поэтому шасси АЕС ценилось у заказчиков очень высоко.
Первые шасси, Regent I, оснащались 7.7-литровыми двигателями АЕС. Первая серьезная модернизация была проведена в 1938 году – для Лондона была разработана серия RT, ставшая основой Regent III. Однако производству помешала война, и лишь с 1945-го началось производство Regent II – суть первоначальный Регент с небольшими улучшениями. А Мk.III – уже с 9.6-литровым дизелем – начал массово поступать к операторам лишь в 1947-48 годах, спустя 10 лет после разработки… Но обо всем этом предлагаю позже – когда модели будут.
За Regent III сразу последовал Regent V, выпускавшийся с 1954 года (4-я серия, с двигателем под полом кузова по тогдашней моде, так и не пошла в производство. Для одноэтажных автобусов это было едва ли не стандартом в 50-60 гг., а вот дабл-деккеров навскидку и не припомнить). Визуально можно было различить два типа – в стандарте автобусы имели современного вида облицовку радиатора, но можно было заказать и машины устаревшей, но "классической" внешности с "выставленным напоказ" радиатором – чем некоторые заказчики и пользовались. На выбор предлагались дизельные двигатели АЕС (6 цил., 9.6 л, до 125 л.с.) или 6-цилиндровые же Gardner 6LW (8.4 л, 94 л.с.); можно было выбрать любую коробку – обычную, полуавтомат, полный автомат AEC Monocontrol…
Regent V приобретали операторы за пределами Лондона – ведь в столице в это же время был подобный Рутмастер. Шасси предназначалось для установки стандартных на то время 27-футового, а чуть позже и 30-футового (9,1 м) кузовов. Кузова эти строили практически все кузовщики – Park Royal, Roe, MCW, BMMO, East Lancs и другие, вариантов внешности было множество. Шасси активно шло на экспорт, причем не только в страны бывшей Империи, но и в страны с правосторонним движением. Для экспорта (в тот же Гонконг) была версия с удлиненным шасси – под местные ограничения.
А история и Regent’а, и всех остальных классических дабл-деккеров с открытым задним входом закончилась в 1968-м, когда правительством был придуман Bus Grant – он предусматривал льготы и преференции тем, кто использовал ОМО (One Man Operation), обслуживание одним водителем. Разумеется, старая капотная конструкция для этого никак не подходила, даже варианты с передним входом, и… С конца 60-х началась уже преимущественно заднемоторная (хотя помните переднемоторную Ailsa-Volvo?) эра и в двухэтажных моделях – обычные-то автобусы строились с передним входом уже довольно давно. Последние AEC Regent вышли на линию годом позже, в 1969-м.
За все это пестрое семейство у меня пока в одиночестве будет "отдуваться" обычный короткий Regent V с классическим кузовом от Roe. Пока - это потому, что дополнение уже в пути и со временем будет показано.
Автобус был выпущен в 1957 году, работал до 1976-го в Felix Motors из Хэтфилда (в честь кота Феликса мультяшного название, кстати... И одно время его рожа служила эмблемой конторы). После ликвидации Felix попал вместе с остальным парком в South Yorkshire PTE, где отработал еще год и был списан. В 1963-м получил закрытую платформу с дверями.
Модель - Corgi OM (2006), 46/100. Сделан весьма неплохо, оптика спереди стеклянная радует (хотя одну фару зажали - унификация!!), зеркала/дворничек, все ок, если бы не крепеж... Однако в очередной раз впечатления сугубо положительные!
На фото оригинал и модели Regent V с разными кузовами (для Англии! Гонконгские - там отдельная песня). А так же модели с таким же кузовом (он же универсальный...), но другими мордами - такие тоже могут появиться
А вот в техническом плане - отличий много! Регент - классическое рамное шасси, а Рутмастер - уже более передовая конструкция: кузов на двух подрамниках
1-3. Regent. Фото шасси сходу не найти обычно, поэтому для вида сзади и 3-й подойдет, они не сильно различаются...
4-7. Routemaster. Сборка передней части на АЕС и кадры с завода Park Royal
АЕС'и временно (!) закончились, думал – чем бы продолжить… Пусть будет Бристоль.
Моделей Bristol у меня уже немного есть, но из двухэтажных – только Lodekka в двух вариантах и VRT, т.е. все относительно новые. Это никуда не годится, так что расширим немного семейку, вкратце пробежавшись по истории.
Оставив за скобками первые эксперименты по установке открытого двухэтажного кузова на шасси Bristol 4-ton (1923), перейдем сразу дальше:
Первое шасси, пригодное для производства полноценного дабл-деккера, было выпущено тогда еще Bristol Tramways and Carriage Company Limited в 1925 году – это была модель Bristol A, производившаяся до 1928 года. Шасси использовалось и для одно-, и для двухэтажных кузовов, оснащалось 7.7-литровым бензиновым двигателем Bristol. Заметного следа в истории не оставило, было изготовлено всего 22 автобуса (с кузовами Bristol, Roe и Short) и 1 фургон для перевозки лошадей.
В 1931-м начался выпуск шасси Bristol G– уже "тяжелого", специально предназначенного для установки двухэтажных кузовов. Двигатели – основным был 6-цилиндровый бензиновый Bristol, но можно было заказать и дизельный мотор, на выбор: 5-цил. Gardner или 6-цил. Gardner, Leyland и Beardmore. До окончания производства в 1937 году было построено уже 248 автобусов, причем с разнообразными кузовами (Beadle, Bristol, Brush, Cowieson, Eastern Counties, Eastern Coach works, Roe, Tilling (London) и Weymann).
В 1937-м серию G заменили на Bristol K. Шасси К оснащались уже исключительно дизельными моторами – Bristol (6 цил.), АЕС (6 цил.) или Gardner (5 или 6 цил.). По мере постоянного изменения законов автобусы росли и в длину, и в ширину)) – так, с 1950-го выпускался KS длиной 27 футов 6 дюймов (вместо 26), а позже появился KSW той же длины, но шириной 8 футов, а не 7 футов 6 дюймов… Однако KS оставался в производстве – на такой вариант был спрос там, где улочки были совсем узкими (все же 15 см разницы!).
Серия К со своей архаичной конструкцией в 50-х уже значительно уступала Lodekka, ведь конструкция шасси Лодекка позволяла установить кузов обычной планировки в пределах высоты "lowbridge", обходясь без проходов ниже уровня пола и оставляя достаточный запас по высоте. Поэтому производство К неуклонно сокращалось, а в 1957 году было прекращено. Кроме стандартного кузовщика ECW (Eastern Coach Works), автобусы до войны получали и другие кузова - Bernard, Beadle, Brighton, Hove & District, Bristol, Bruce, Brush, Davies, Duple, EastLancs, Eastern Counties, Massey, MCW, NIRTB, Northern Coachbuilders, Northern Counties, Park Royal, Roe, Saunders, Silcox, Strachan, Weymann и Yorkshire Equipment. Всего в 1937-57 годах было выпущено 4 148 автобусов на шасси Bristol K.
Фото -
1. А
2-6. G разными кузовами. Открытый - единственный (вроде как) выживший
7-13. К и KS
14-15. KSW
Оригинал – К6А (т.е. с 6-цилиндровым дизелем АЕС) c кузовом ECW, выпуска 1949 года. Машине посчастливилось дожить до наших дней, звезда парадов! С завода автобус поступил в Hants& Dorset, откуда сразу же был взят на год в аренду в Лондон. После этого работал на линии до 1966-го, а потом снова попал в столицу (1967-1972). Затем, сменив несколько частных хозяев, был продан в Bournemouth Passenger Transport Association (1991-2005), где использовался в качестве служебного/заказного. С 2005 по 2012 – EnsignBus, уже упоминавшийся здесь. Эта контора, являясь крупнейшим дилером подержанных автобусов Британии, осуществляет заодно и перевозки в районе Лондона. А также предоставляла свой флот открытых двухэтажников для туристических поездок – все эти Sightseeing растут, в общем-то, отсюда… Также фирма имела и имеет исторические машины, доступные для аренды. А каждую первую субботу декабря выпускала их на маршруты. С 2013 года автобус принадлежит Crosville Motor Services, машина жива и здорова
Модель – Corgi OM (2006, тираж 2000 шт.), единственная, кстати, улучшенная модель К. Зеркало отломал и потерял, оказывается… А сразу и не заметил. 41/100. Дубовая, но прикольная . И на оригинал весьма похожая - как в этой теме обычно и бывает