выберите цвет оформления:
Форум коллекционеров масштабных моделей автомобилей
  
Выпуск 210. ЗиС-102 бирюзовый - 19.05.2017


Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 28.05.2017, 00:47   #1
PauK
Администратор форума
 
Аватар для PauK
Регистрация: 30.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 7,942
Сказал(а) спасибо: 5,606
Поблагодарили 10,375 раз(а) в 3,511 сообщениях
Альбомов(фоток): 5(222)
По умолчанию Обсуждение исходной модели ЗиС-102

"ЗиС-102 - легковой автомобиль с кузовом фаэтон со складывающимся тентом и пристегивающимися на кнопках боковинами, модификация серийного автомобиля ЗиС-101. ЗиС-102А - модификация на базе модели 101А (был выпущен один экземпляр в 1939 году).

Можно констатировать, что, из всех советских лимузинов, ЗИС-102 остался самым неизученным. В конце 1937 года ЗИС разработал две модификации ЗИС-101. У первой - кузов фаэтон со складывающимся тентом и пристегивающимися на кнопках боковинами. У второй - кузов кабриолет, тоже с тентом, но с выдвигающимися из дверей стеклами в рамках, которые заподлицо входили в пазы натянутого матерчатого верха. Поскольку вторая разновидность была сложнее в изготовлении, к мелкосерийному производству приняли первую, присвоив ей индекс ЗИС-102.

В мае 1938 года появляется первый фаэтон ЗИС-102 с номером “проба 01-21”. Автомобиль оказался технологически сложнее, чем его родственник ЗИС-101, на котором он базировался. В первую очередь была изменена крепёжная система боковых дверей. Двери открывались против хода, а задние двери крепились на петлях центральной перегородки лимузина, для этого пришлось изменить притворные и навесные стойки. Весь автомобиль был заново “опоясан” для компенсации потери жёсткости кузова. Каркас был укреплён дополнительными оковками и введением специального заднего пояса, усиленного металлической стенкой, что создавало жёсткую коробку, являющеюся одновременно листом для сложенного верха.

Конструкторы ЗИСа проделали огромную работу над моделью с новым кузовом. Если базовый ЗИС-101 был эдаким симбиозом американских автомобилей “Паккард” и “Бьюик”, то для создания открытой модификации, кроме уже упомянутых, были пересмотрены все существующие автомобили марок “Линкольн”, “Кадиллак” и “Хадсон” (в 30-х писали “Гудзон”, в оригинале “Hudson”). Новинкой в советской инженерии стал съёмный тент автомобиля. Машина была очень длинной и требовала особого механизма для съёма мягкой крыши, к тому же на большой скорости такие крыши превращались в настоящий парус. Крыша состояла из металлического каркаса с деревянными стояками и сама представляла собой прорезиненный непромокаемый материал, внутри которого вшивались ватники для придания округлости. Схема каркаса тента представляла собой сложный технологический узел, состоящий из 14, связанных между собой, шарнирных точек. Дуги по бокам были деревянными. Весь механизм тента был укреплён на двух основных кронштейнах, связанных болтами с кузовом. Для удобства сборки и установки кронштейны имели возможность перемещаться. Натяжка тента регулировалась двумя болтами в прорезях передних тяг.

Крепление тента к бортам осуществлялась с помощью специальных замков-натяжек. В дверях монтировались съёмные, мягкие боковины, с вшитым в них целлулоидом. При снятии, эти боковины прятались в специальный пенал в багажнике автомобиля. В задней части тента имелось окно в хромированной оправе.

Интересной была иллюминация открытого лимузина. Два плафона располагались, на оббитой кожей, центральной перегородке ( между водителем и салоном ). Они освещали подножки автомобиля. Свет включался автоматически, при открытии/закрытии дверей. Еще один плафон располагался сзади, в деревянной дужке, он освещал салон. Откидные сидения центрального ряда были более просторные, чем аналогичные на ЗИС-101, она могли прятаться в специальные ниши перегородки.

В 1939 году были изготовлены сразу несколько новых экспериментальных образов. Первые два из них были с кузовом кабриолет (кабриолет отличается от фаэтона наличием боковых стекол). Сзади, как и на фаэтоне, автомобиль оснащался небольшим окошком, но вот для задних сидений окон не было, в том месте, в боковинах стекла уже нельзя было установить. В литературе повсюду указывается то, что ЗИС-102 “кабриолет” не пошёл в серию, а пошёл с кузовом фаэтон. На самом деле серии вообще никакой не было.

В 1939 году выпустили 7 или 8 разных экземпляров 102-й модели, хотя в заводских документах имеется упоминание о готовых 20 кузовах. Кроме кабриолетов остальные фаэтоны немного отличались деталями от прототипа. Один из вариантов, например, спереди имел скруглённое боковое стекло для снижения воздушных потоков. То есть все ЗИС-102 были разными и изготавивали их экспериментально, для поиска оптимальной конструкции. Что касается модификации ЗИС-102А, то, скорее всего, эта машина была последней и единственной в своём роде. Она была собрана летом 1939 года. Московский ЗИС, к тому времени, готовился запускать обновлённую модель ЗИС-101А, хотя в серию должна была пойти новая машина ЗИС-103. К 39-му году глубокую модернизацию просто не успели провести. Модернизированный “Сто первый” оснащался новым 116- сильным двигателем (против 90 л.с. у ЗИС-101). Главным же внешним отличием 101А от 101-го была “современная” облицовка радиатора. По ненастойчивой “рекомендации” товарища Сталина, в 1939 году на такую облицовку, в срочном порядке, перешли, сначала завод ГАЗ, а затем и ЗИС. Возможно, из-за этой модернизации на скорую руку, и не успели довести до ума проект “ЗИС-103” . Да, двигатель был помощнее, но вот избыточный вес лимузина и его внутренние неудобства так и остались с ним до самого конца производства.

Что касается открытой версии, то, как уже было сказано, летом 1939 года появляется новая модель ЗИС-102А. Его отличия аналогичны тем, что были между ЗИС-101 и ЗИС-101А - новый двигатель и выпуклая облицовка радиатора. Из внешних отличий, ещё можно добавить появление специального вентиляционного окошка, которое размещалось над передней дверью. Этот, скорей всего единственный экземпляр ЗИС-102А, засветился сразу же, в ноябрьском параде советских автомобилей, посвящённому 15-летию выпуска первого автомобиля в СССР. В дальнейшем он брал участие в первомайском параде 1941 года, где возглавлял колонну автомобилей и бронетехники, выступая флагманом и этим символизируя собой самый люксовый автомобиль Советского Союза. Кстати, в параде Победы 1945 года этого автомобиля не было. Как известно, Сталин отказался принимать парад хоть на лошадях, хоть на открытых лимузинах…

На количество выпущенных автомобилей ЗИС-102 повлиял еще один, небезызвестный автомобиль. Именно в 1939 году заводчане ЗИСа – А.Пухалин, Н.Росков, Н.Пульманов и В.Кременецкий начинают работать над автомобилем, который затмил по своей “крутизне” даже ЗИС-102. Речь идёт о родстере “ЗИС-Спорт”. Все усилия заводчан были сосредоточены на доработке нового советского “суперкара” и работы над фаэтоном приостановили. У фаэтона появляется конкурент “ЗИС-Спорт”, который не дал возможности работникам экспериментального цеха собирать мелкосерийно остальные 102-е. Хотя надо заметить, что, несмотря на все преимущества и новинки “Спорта”, фаэтон не посрамил себя. В единственном официальном заезде на скорость, практически гоночный “Спорт” показал скорость 167 км/ч, имея форсированный двигатель и лучшую аэродинамику. Легкий фаэтон, никак не спортивного назначения, ЗИС-102А, показал в тот день скорость 150 км/ч. Для того времени это достижение было впечатляющим.

В 1940 – м году завод продолжал в спешке работать над новыми образцами ЗИС-101 с багажником, бронированными вариантами и автомобилями с другими двигателями. Нужно было срочно переходить на новую модель ЗИС-103. Даже в 1941-м и началу 1942 года работы над “сто третьим” не прекращались, серия лимузинов на базе 101-го уже давно морально устарела. Что касается открытой версии ЗИС-101, то она никак не могла строиться конвейерным способом т.к. под нее просто не было штампов. Все кузова на тот момент могли изготовляться только вручную, а выделять деньги на производство автомобиля ненужного для народного хозяйства не стали бы никогда. Это уже после войны, каждая модель – ЗИС-110, ЗИС-111 и т.д. постепенно снижали своё соприкосновение с внепартийным обслуживанием населения. В итоге, завод постепенно пришёл к тому, что в малых количествах выпускал лимузины только для высшего руководства страны.

До наших дней ни сохранилось, ни одного экземпляра открытого ЗИС-101. Коллекционеры готовы выложить миллионы долларов, за его “поимку” в любом виде и верят, что когда-нибудь обнаружат его останки.

В заключении можно упомянуть ещё один факт. Все фаэтоны ЗИС-101 и ЗИС-101А имели цвет серо-блестящий, на современный лад - “металлик”, а кабриолеты, по неподтверждённым данным, темно-вишнёвый цвет (журнал Мотор №8 1939 г.) Сидения и салон автомобиля были оббиты темно-синей кожей с рисунком."
PauK вне форума   Цитата
Сказали cпасибо (3):
Antitrend (29.05.2017), kitt409 (28.05.2017), Валерий Беликов (28.05.2017)
 
Старый 28.05.2017, 00:50   #2
PauK
Администратор форума
 
Аватар для PauK
Регистрация: 30.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 7,942
Сказал(а) спасибо: 5,606
Поблагодарили 10,375 раз(а) в 3,511 сообщениях
Альбомов(фоток): 5(222)
По умолчанию

ЗиС-102...
Миниатюры:
ZIS102A_1.jpg   ZIS102A_2.jpg   ZIS102A_3.jpg  

ZIS102A_4.jpg   ZIS102A_5.jpg   ZIS102A_6.jpg  

ZIS102A_7.jpg  
PauK вне форума   Цитата
Сказали cпасибо (3):
Antitrend (29.05.2017), kitt409 (28.05.2017), Валерий Беликов (28.05.2017)
Старый 28.05.2017, 00:57   #3
PauK
Администратор форума
 
Аватар для PauK
Регистрация: 30.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 7,942
Сказал(а) спасибо: 5,606
Поблагодарили 10,375 раз(а) в 3,511 сообщениях
Альбомов(фоток): 5(222)
По умолчанию

В журнале вышла именно в том цвете, как и было обещано на обложке.
Про качество исполнения говорить не буду, и так все видно.
Миниатюры:
11172_c7fc9c80d935986007da182992e632ed.jpg   11172_f19217a561b411d1f01813e26a81a37c.jpg   72725_1df8934c0e12bdc0480caefba6888b70.jpg  

72725_3dcf4ea43367cbd913e07f4f2735357d.jpg   72725_19b978a3511ed2ffad5670547e070af5.jpg   72725_58ca5217632841cd1a4f8e68b674d8b2.jpg  

72725_78a6af5e13de27defdc4da493a54f79d.jpg   72725_888fea102f07c85685a66af8746c9853.jpg   72725_948e6e5727965b44abc6ac46d95c353b.jpg  

72725_9518e1c34229d975de99c938c69b02ef.jpg   72725_41372767a6821f4db764749f851e4290.jpg  
PauK вне форума   Цитата
Сказали cпасибо (3):
ALEKSEYSh (28.05.2017), kitt409 (28.05.2017), Валерий Беликов (28.05.2017)
Ответ
 

Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 00:30. Часовой пояс GMT +3.