выберите цвет оформления:
Форум коллекционеров масштабных моделей автомобилей
Moscow-tram-collection  ClassicBus

Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 09.01.2016, 16:12   #1431
Андрей@
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
 
Аватар для Андрей@
Регистрация: 14.09.2011
Адрес: Нижний Тагил
Сообщений: 4,766
Сказал(а) спасибо: 22,881
Поблагодарили 33,382 раз(а) в 4,516 сообщениях
По умолчанию

11 января 1960 г. 56 лет назад

В СССР создан Центр подготовки космонавтов

Click the image to open in full size.

В этот день, 11 января 1960 года, приказом Главнокомандующего ВВС Константина Вершинина была организована специальная воинская часть, задачей которой была подготовка космонавтов. Впоследствии эта часть, расположенная в Звёздном городке в Подмосковье, была преобразована в Центр подготовки космонавтов ВВС. 24 февраля 1960 года, начальником Центра подготовки космонавтов (ЦПК) был назначен полковник медицинской службы Евгений Карпов.
К началу марта 1960 года была отобрана группа из 20 будущих космонавтов. 7 марта 1960 года в первый отряд космонавтов были зачислены двенадцать человек: Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов и Георгий Шонин. Позже в этот отряд космонавтов были зачислены: Евгений Хрунов, Дмитрий Заикин, Валентин Филатьев, Павел Беляев, Валентин Бондаренко, Валентин Варламов, Марс Рафиков и Анатолий Карташов. В первом отряде космонавтов были: 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков морской авиации (ВМФ).
Летом 1960 года была выделена группа из шести космонавтов: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Григорий Нелюбов и Валерий Быковский. Эта группа продолжила непосредственную подготовку к первому полёту человека в космос. Все эти шесть космонавтов 17 и 18 января 1961 года успешно сдали экзамен для первого полёта в космос.
12 апреля 1961 первый космический полёт совершил Юрий Гагарин, его дублёром был Герман Титов, резервным космонавтом был Григорий Нелюбов.
А в 1968 году, в целях увековечивания памяти о космонавте номер один, Постановлением ЦК КПСС И Совета министров СССР от 30 апреля 1968 года Центру подготовки космонавтов было присвоено имя Ю.А. Гагарина.
Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина» (ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина») — главное российское учреждение по подготовке космонавтов.
__________________
Рождённый в СССР

Визитка
Коллекция
Андрей@ на форуме   Цитата
Сказали cпасибо (12):
ALE-Ikarus (12.01.2016), andreyoff (09.01.2016), Andrey_B (09.01.2016), HaruTarra (09.01.2016), Komthur (09.01.2016), Maksus (09.01.2016), MMA1963 (09.01.2016), Nissan_ELGRAND (12.01.2016), Seras (09.01.2016), Андрон (09.01.2016), Валерий Беликов (09.01.2016), финур (09.01.2016)
 
Старый 12.01.2016, 11:08   #1432
Андрей@
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
 
Аватар для Андрей@
Регистрация: 14.09.2011
Адрес: Нижний Тагил
Сообщений: 4,766
Сказал(а) спасибо: 22,881
Поблагодарили 33,382 раз(а) в 4,516 сообщениях
По умолчанию

Операция «Искра»

Click the image to open in full size.


Click the image to open in full size.
12 января 1943 года началась операция по прорыву блокады Ленинграда
Click the image to open in full size.

Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинград началась осенью 1942 г. 22 ноября Военный совет Ленинградского фронта доложил Ставке ВГК свои соображения о боевых действиях на зимний период. В этом документе, в частности, говорилось: «...Ленфронт должен приступить к подготовке совместно с Волховским фронтом наступательной операции с целью прорыва блокады и достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта... Оценивая различные направления для нанесения удара, мы считаем наиболее выгодным организацию прорыва фронта противника на шлиссельбургском направлении (на участке 1-й Городок — Шлиссельбург) с шириной фронта прорыва 10 км и для Волховского фронта соответственно на участке Липка—Мишкино с нанесением обоими фронтами удара на Синявино». Координация действий фронтов возлагалась на маршала Ворошилова.
Утром 12 января 1943 года Волховский (командующий генерал К.А. Мерецков) и Ленинградский (командующий генерал Л.А. Говоров) фронты одновременно начали наступление. В ночь перед наступлением авиация нанесла массированные удары по огневым позициям артиллерии, пунктам управления, аэродромам и узлам коммуникаций врага. Под прикрытием заградительного огня артиллерии первыми противоположного берега достигли штурмовые группы 67-й армии, бойцы которых самоотверженно действовали, проделывая проходы в заграждениях. Стрелковые и танковые подразделения преодолели ледяное поле реки и, следуя за огневым валом артиллерии, успешно атаковали врага. Упорное сопротивление противника было сломлено. К исходу дня наступавшие в центре стрелковые дивизии вклинились в неприятельскую оборону на глубину до трёх километров.
В полосе 2-й ударной армии наиболее ожесточённые бои развернулись за опорные пункты врага в деревне Липка, Рабочем поселке №8 и роще северо-западнее Гонтовой Липки. Эти опорные пункты находились на флангах прорыва, и гитлеровцы дрались за их удержание, даже находясь в окружении. К исходу дня соединениям армии удалось прорвать первую позицию вражеской обороны и продвинуться на 2-3 км. Противник, стремясь не допустить развития прорыва, начал вводить в сражение оперативные резервы.
С утра 13 января наступление продолжалось. Наибольшего продвижения удалось достичь в направлении Рабочего поселка №5. К исходу дня расстояние между наступавшими навстречу друг другу ударным группировками фронтов не превышало 5-6 км. 14 января контратаки противника усилились и бои приняли затяжной характер.

Click the image to open in full size.
Фото с сайтов поисковых отрядов работающих на местах боев Ленинградского и
Волховского фронтов.
Как и 73 года назад он вжимается в стенку окопа, надеясь пережить артобстрел...
Его автомат остался стоять у стенки. Рядом его кружка. Солдат просто впечатал кружку

в стенку окопа ручкой. В ногах вещь-мешок. В нем 2 пустых диска ППШ, один целый,
россыпь патронов, запалы УЗРГ в упаковке.

С 15 по 18 января войска ударных группировок Волховского и Ленинградского фронтов продолжали настойчиво продвигаться навстречу друг другу, расширяя прорыв в стороны флангов. Противник, неся огромные потери, терял одну позицию за другой. Кольцо вокруг его частей, действовавших в северной части синявинского выступа, постепенно сжималось.
В первой половине дня 18 января войска 2-й ударной и 67-й армии соединились в районе Рабочих поселков №1 и №5. К концу дня южное побережье Ладожского озера было очищено от врага, а его разрозненные группы ликвидированы.
18 января 1943 года, как только в Москву поступили сведения о прорыве блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о форсированном строительстве на освобожденной узкой полосе земли железнодорожной линии, которая должна была соединить Ленинград с Волховским железнодорожным узлом. Эта дорога от станции Поляна до Шлиссельбурга была построена всего за 18 дней. Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. По-прежнему продолжала работать Дорога жизни. Крупнейший политический, промышленный и культурный центр Советского Союза после тяжелой 16-месячной борьбы вновь обрёл сухопутную связь со страной. С установлением железнодорожного и автомобильного сообщения с Ленинградом значительно улучшилось обеспечение города продовольствием. Промышленные предприятия стали получать в большем количестве сырье и топливо. Начиная с февраля 1943 года в городе резко увеличилась выработка электроэнергии, заметно возросло производство вооружения.
Восстановление сухопутных коммуникаций позволяло непрерывно усиливать войска Ленинградского фронта и Балтийского флота пополнением, боевой техникой и боеприпасами. В итоге силы защитников города стали быстро возрастать. Все это улучшало стратегическое положение советских войск, действовавших на северо-западном направлении.
Однако ещё год после прорыва блокады Ленинград находился на осадном положении, и полностью осада была снята лишь в ходе операции «Январский гром».

Click the image to open in full size.

Немножко от себя.
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», 26 июля 2015 года.
Без комментариев.
Хотя нет, позволю себе прокомментировать последнюю фотографию. На ней запечатлена липа без верхушки, после тех памятных боёв.
Миниатюры:
01. Мемориальная доска.jpg   03. Мемориал «Прорыв».jpg   06. Тяжёлый танк КВ-1.jpg  

08. Лёгкий танк Т-26.jpg   10. Малый плавающий танк Т-38.jpg   12. Колёсно-гусечный танк БТ-5.jpg  

14. Тяжёлый танк КВ-1 «Ленинградец».jpg   16. Тяжёлый танк КВ-1С.jpg   19. Семь дней боёв.jpg  

22. Липа без верхушки.jpg  
__________________
Рождённый в СССР

Визитка
Коллекция

Последний раз редактировалось Андрей@; 14.02.2016 в 23:30.
Андрей@ на форуме   Цитата
Сказали cпасибо (14):
ALE-Ikarus (12.01.2016), andreyoff (12.01.2016), Andrey_B (12.01.2016), artur_kustrich (12.01.2016), AVP (13.01.2016), Colobox (12.01.2016), HaruTarra (12.01.2016), Komthur (12.01.2016), MMA1963 (12.01.2016), Nissan_ELGRAND (12.01.2016), raketonosets (15.01.2016), Seras (12.01.2016), Zodiac (12.01.2016), Валерий Беликов (12.01.2016)
Старый 12.01.2016, 17:24   #1433
Zodiac
 
Аватар для Zodiac
Регистрация: 06.04.2013
Сообщений: 1,652
Сказал(а) спасибо: 4,540
Поблагодарили 3,790 раз(а) в 1,223 сообщениях
По умолчанию

В прошлом году, я писал, что в районе деревни Марьино, 15 января 1943 года погиб мой дед. Просматривая ведомости безвозвратных потерь с 12 по 18 января, меня поразило, что половина погибших были мальчишки 19-20 лет.....
Zodiac вне форума   Цитата
Сказали cпасибо (3):
ALE-Ikarus (12.01.2016), MMA1963 (12.01.2016), Андрей@ (12.01.2016)
Старый 12.01.2016, 18:54   #1434
Андрей@
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
 
Аватар для Андрей@
Регистрация: 14.09.2011
Адрес: Нижний Тагил
Сообщений: 4,766
Сказал(а) спасибо: 22,881
Поблагодарили 33,382 раз(а) в 4,516 сообщениях
По умолчанию

13 января 1940 г. 76 лет назад

Завершился героический дрейф в льдах Арктики
ледокола «Георгий Седов»

Click the image to open in full size.
«Г. Седов» во льдах

Ледокольный пароход «Георгий Седов» назван в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов.
22 июля корабль был в Карском море. Выполнив здесь план работ, экспедиция на «Георгии Седове» прошла в море Лаптевых, чтобы провести интенсивные гидрографические работы в районе Ново-Сибирских островов.
Программа исследований была почти закончена, когда пароход послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом; закрыт был путь и на запад, через пролив Вилькицкого.
Легендарный дрейф фактически начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского – здесь оказались затерты льдами три ледокольных парохода: «Садко», «Малыгин» и «Седов». В августе следующего года ледоколу «Ермак» удалось вывести два первых, а «Седов», у которого было повреждено рулевое управление, остался дрейфовать с командой из 15 человек во главе с Константином Сергеевичем Бадигиным.
Корабль прошёл со льдами путь в 6100 км (3307 м. миль), экипаж стойко держался 812 дней, а затем в Гренландском море, к северо-западу от Шпицбергена, был освобождён 13 января 1940 года ледоколом «Иосиф Сталин» (после 1958 года — «Сибирь»). Все 15 членов экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза.
__________________
Рождённый в СССР

Визитка
Коллекция

Последний раз редактировалось Андрей@; 08.03.2017 в 12:47.
Андрей@ на форуме   Цитата
Сказали cпасибо (11):
ALE-Ikarus (12.01.2016), andreyoff (12.01.2016), Andrey_B (12.01.2016), AVP (13.01.2016), HaruTarra (12.01.2016), Komthur (12.01.2016), MMA1963 (12.01.2016), Nissan_ELGRAND (12.01.2016), Seras (12.01.2016), Zodiac (12.01.2016), Валерий Беликов (12.01.2016)
Старый 13.01.2016, 01:06   #1435
Андрей@
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
 
Аватар для Андрей@
Регистрация: 14.09.2011
Адрес: Нижний Тагил
Сообщений: 4,766
Сказал(а) спасибо: 22,881
Поблагодарили 33,382 раз(а) в 4,516 сообщениях
По умолчанию

Операция «Январский гром»

Click the image to open in full size.

Click the image to open in full size.
14 января 1944 года началось операция
по освобождению Ленинградской и Новгородской областей
Click the image to open in full size.

К началу 1944 года немцы были вынуждены оставить почти две трети захваченной им территории нашей Родины. Однако на левом крыле Восточного фронта, под Ленинградом и Новгородом, гитлеровцы, опоясав себя мощной линией оборонительных сооружений, продолжали удерживать свои позиции.
С осени 1943 года совет­ские войска усиленно готовились к переходу в поступ­ление. В ноябре 1943 – 1-й половине января 1944 на Ораниенбаумский плацдарм кораблями Балтийского флота была перевезена крупная группировка войск с большим количеством боевой техники. При подготовке к наступлению советское командо­вание использовало опыт боёв по прорыву блокады Ленинграда.
Наступление советских войск началось 14 января 1944 года. После мощной артиллерийской подготовки войска Ленинградского фронта (командующий генерал Л.А. Говоров) нанесли удар с Ораниенбаумского плацдарма в направлении на Ропшу и 19 января штурмом овладели Красным Селом и Ропшей – мощными опорными пунктами обороны противника.
Войска Волховского фронта (командующий генерал армии К.А. Мерецков) 14 января нанесли один удар из района Любцы, Котовицы в обход Новгорода с севера. Дру­гой же удар наносился через озеро Ильмень в обход Новгорода с юга. В ожесточённых боях войска фронта прорвали мощные укрепления немецко-фашистских войск, отрезав им пути отхода и 20 января, в результате обходного манёвра, овладели Новгородом.
В этот же период войска 2-го Прибалтийского фронта (командующий генерал-лейтенант М.М. Попов) вела наступление севернее Новосокольников, сковывая 16-ю армию противника и не допуская переброски её частей под Ленинград и Новгород. 14 января они овладели станцией Иасва и перерезали железную дорогу Новосокольники–Дно.
С началом наступления советских войск 35-тысячная армия партизан Ленинградской области усилила удары, по немецко-фашистским войскам с тыла. Партизаны парализовали движение на шоссейных и железных дорогах, затруднили противнику маневр резервами.
После разгрома левофланговой группировки 18-й армии противника войска правого крыла Ленинградского фронта развивали наступление на Кингисепп и Красногнардейск (Гатчину). Отбив ряд ожесточённых контратак врага и овладев станицей Колосово, они перерезали дорогу Красногнардейск–Нарва. 24 января советские войска освободили города Пушкин (Царское Село) и Слуцк (Павловск), а в ночь на 26 января штурмом овладели мощным узлом сопротивления врага городом Красногвардейском.
Позднее операция «Январский гром» была названа Первым Сталинским Ударом. В результате этой операции была полностью снята осада Ленинграда, а Ленинградская область была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков.
Несмотря на то, что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио был зачитан приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. Вечером практически всё население города вышло на улицы и с ликованием наблюдало за артиллерийским салютом, который был произведён в честь этого исторического события.

Click the image to open in full size.
__________________
Рождённый в СССР

Визитка
Коллекция
Андрей@ на форуме   Цитата
Сказали cпасибо (14):
ALE-Ikarus (13.01.2016), andreyoff (13.01.2016), Andrey_B (13.01.2016), artur_kustrich (13.01.2016), AVP (13.01.2016), HaruTarra (13.01.2016), Komthur (13.01.2016), Maksus (15.01.2016), MMA1963 (13.01.2016), Nissan_ELGRAND (13.01.2016), Seras (13.01.2016), Zodiac (13.01.2016), Валерий Беликов (13.01.2016), Полковник (13.01.2016)
Старый 14.01.2016, 08:58   #1436
Андрей@
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
 
Аватар для Андрей@
Регистрация: 14.09.2011
Адрес: Нижний Тагил
Сообщений: 4,766
Сказал(а) спасибо: 22,881
Поблагодарили 33,382 раз(а) в 4,516 сообщениях
По умолчанию

15 января 1943 г. 73 года назад

Завершено строительство здания Пентагона

Click the image to open in full size.
Здание Пентагона

Пентагон (Pentagon, от греч. pentagonon – пятиугольник) – это название здания Министерства обороны США, которое имеет форму правильного пятиугольника, находится в штате Вирджиния недалеко от Вашингтона. Оно считается крупнейшим административным зданием в мире и самым защищённым объектом в США. В настоящее время Пентагон – это символ Вооружённых сил Соединённых Штатов, а само слово часто используют как синоним Министерства обороны США. Но в то же время, в мире Пентагон также стал символом американского милитаризма и агрессии.
Свою историю Пентагон ведёт с конца 1930-х годов. На тот момент Военное ведомство США с персоналом численностью около 26 тысяч человек располагалось в 17 отдельных зданиях на территории Вашингтона. Но с началом Второй мировой войны, и как только стало очевидным, что США тоже будут вовлечены в эту войну, появилась необходимость не только в огромном увеличении вооружения, но и людских ресурсов, места для размещения которых катастрофически не хватало.
Поэтому в связи с данной ситуацией военный министр США Генри Л.Стимсон в мае 1941 года обратился к президенту Франклину Рузвельту с просьбой выделить дополнительные территории для своего Ведомства. В результате, было принято решение о постройке нового здания в Арлингтоне, штат Вирджиния, которое должно было стать «широким, но не высоким», а в условиях войны – ещё и с минимальным использованием стальных конструкций.
Создание проекта нового здания было поручено архитектору Джорджу Бергстрому (1876-1955). Строительство, начавшееся 11 сентября 1941 года, велось активными темпами и ещё более ускорилось после атаки японцев на Перл-Харбор в декабре 1941 года.
15 января 1943 года строительство Пентагона, в котором разместилось Министерство обороны США, было закончено. Удивительно, но самое крупное здание XX века было возведено всего за 16 месяцев из песка и железобетона, став одним из самых инновационных и уникальных сооружений войны. Простота постройки в условиях войны имела принципиальное значение. В общей сложности, эта стройка обошлась Америке более чем в 83 млн. долларов.
Пентагон и сегодня является самым большим в мире по занимаемой площади административным зданием (604 000 кв.м), охватывающим 29 акров земли (116 000 кв.м), кроме того, 21 000 кв.м занимает внутренний двор. Здание состоит из пяти колец, каждое из которых имеет пять внешних граней и пять этажей. Все пять сторон здания равны, длина каждой из них – 281 м. Помимо пяти надземных есть и два подземных этажа. Несмотря на внушительные размеры постройки, попасть из одной части здания в другую весьма легко – для этого понадобится всего несколько минут, поскольку весь комплекс пересекают многочисленные коридоры, протяженность которых составляет почти 30 км. Всего в здании работает около 26 тысяч сотрудников – это военные и гражданские лица.
Пентагон – практически маленький город. Во внутреннем дворике расположен продуктовый магазин и прекрасный парк. В здании также находится множество кафе, ресторанов, банков, магазинов, офисов и прочих организаций, расположенных здесь для обслуживания работников министерства. В начале 1990-х годов в здании была проведена программа модернизации – усовершенствованы системы вентиляции, отопления и энергоснабжения, установлены новые компьютерные серверы, улучшена система безопасности.
За годы своего существования Пентагон успел стать олицетворением высшей власти в стране (по мнению большинства американцев). Здесь расположены департамент Армии, Военно-морской департамент, департамент Военно-воздушных сил, Ведомство министра обороны, объединенный комитет начальников штабов и другие ведомства.
Были в истории Пентагона и теракты. Например, в середине 1990-х годов бомбы сюда приходили вместе с посылками. Одна из них разрушила отдел доставки, в результате чего вся система доставки почты была модернизирована. Но самая «разрушительная» произошла 11 сентября 2001 года, когда захваченный террористами пассажирский авиалайнер Боинг 757-200 врезался в левое наружное крыло здания, возник сильнейший пожар, погибли люди. Реставрация здания продлилась более года. В восстановленном крыле был создан мемориал в память погибших сотрудников Министерства обороны и пассажиров самолёта. В последнее время, в связи с растущим числом кибер-атак и террористических угроз, безопасности Пентагона уделяется всё большее внимание.
Но стоит также отметить, что, не смотря на всю секретность, в Пентагоне проводятся экскурсии для широкой публики. Ежегодно его посещает порядка 100 000 человек.
__________________
Рождённый в СССР

Визитка
Коллекция
Андрей@ на форуме   Цитата
Сказали cпасибо (13):
ALE-Ikarus (14.01.2016), andreyoff (14.01.2016), Andrey_B (14.01.2016), HaruTarra (14.01.2016), Komthur (14.01.2016), Maksus (15.01.2016), MMA1963 (14.01.2016), Nissan_ELGRAND (14.01.2016), Seras (14.01.2016), Zodiac (18.01.2016), Валерий Беликов (14.01.2016), Денисовец (14.01.2016), Полковник (14.01.2016)
Старый 14.01.2016, 22:38   #1437
Андрей@
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
 
Аватар для Андрей@
Регистрация: 14.09.2011
Адрес: Нижний Тагил
Сообщений: 4,766
Сказал(а) спасибо: 22,881
Поблагодарили 33,382 раз(а) в 4,516 сообщениях
По умолчанию

16 января 1963 г. 53 года назад

Никита Хрущёв заявил миру
о создании в СССР водородной бомбы

Click the image to open in full size.
Хрущев заявил о создании водородной бомбы в СССР

Н.С. Хрущёв 16 января 1963 года сделал заявление, в котором сообщил мировой общественности о том, что СССР стал обладателем нового оружия страшной разрушительной силы – водородной бомбы. Её действие основано на использовании энергии, выделяющейся при реакции синтеза лёгких ядер.
В этот период в мире сложилась непростая политическая ситуация. Наступившее было потепление отношений между СССР и США, кульминацией которого явился визит Хрущёва в Соединённые Штаты в сентябре 1959 года, уже через несколько месяцев сменилось резким обострением в результате скандальной истории со шпионским полётом Ф.Пауэрса над территорией Советского Союза. Самолёт-разведчик 1 мая 1960 года был сбит под Свердловском.
Как следствие, в мае 1960 года была сорвана встреча глав правительств четырёх держав в Париже. Ответный визит президента США Д.Эйзенхауэра в СССР был отменен. Разгорались страсти вокруг Кубы, где к власти пришел Ф.Кастро, а «разбуженная» Африка сталкивала интересы великих держав.
Но главное противостояние между СССР и США было в Европе: периодически давал о себе знать тяжёлый и казавшийся неразрешимым вопрос германского мирного урегулирования, в фокусе которого был статус Западного Берлина. Безуспешно велись изнурительные переговоры о взаимном сокращении вооружений, которые сопровождались жесткими требованиями западных держав об инспекции и контроле на территориях договаривающихся сторон. Казались всё более безотрадными переговоры экспертов в Женеве о запрещении ядерных испытаний, хотя в течение 1959 и 1960 годов ядерные державы (кроме Франции) соблюдали соглашение об одностороннем добровольном отказе от испытаний этого оружия в связи с упомянутыми женевскими переговорами.
Нормой стала жесткая пропагандистская риторика между СССР и США, в которой постоянными элементами были взаимные обвинения и откровенные угрозы. А 13 августа 1961 года началось строительство печально знаменитой берлинской стены, вызвавшей на Западе бурю протестов.
Между тем Советский Союз обретал всё большую уверенность в своих силах. Он первым испытал межконтинентальную баллистическую ракету и запустил спутник в околоземное пространство, осуществил пионерский прорыв человека в космос и создал могучий ядерный потенциал. СССР, обладая в то время большим престижем, особенно в странах третьего мира, не уступал давлению Запада и переходил к активным действиям.
Когда к концу лета 1961 года страсти особенно накалились, события стали развиваться по силовой логике. 31 августа 1961 года советское правительство опубликовало заявление об отказе от добровольно принятого на себя обязательства воздерживаться от испытаний ядерного оружия и о решении возобновить эти испытания. В нём нашли отражение дух и стиль того времени.
В эти самые дни в Арзамасе-16 завершались последние работы по созданию небывалой бомбы и отправке её на Кольский полуостров к месту базирования самолета-носителя. 24 октября был закончен итоговый отчёт, который включал предложенную конструкцию бомбы и её расчетное обоснование. Авторами отчёта были А.Сахаров, В.Адамский, Ю.Бабаев, Ю.Смирнов, Ю.Трутнев.
Разработка и испытание изделия имели целью демонстрацию силы в этот неспокойный период. Так называемые «люди доброй воли» (термин из политического жаргона того времени) должны были почувствовать, какую страшную угрозу представляет собой ядерное оружие, и воздействовать на свои правительства, чтобы они согласились на его запрещение.
Участие в разработке сверхмощного заряда явилось особой вехой в биографии А.Д. Сахарова. Это было последнее изделие, которым он занимался с большой интенсивностью, всерьез и без всяких колебаний.
__________________
Рождённый в СССР

Визитка
Коллекция
Андрей@ на форуме   Цитата
Сказали cпасибо (14):
ALE-Ikarus (14.01.2016), andreyoff (14.01.2016), Andrey_B (15.01.2016), artur_kustrich (15.01.2016), HaruTarra (15.01.2016), Komthur (14.01.2016), Maksus (15.01.2016), MMA1963 (14.01.2016), Nissan_ELGRAND (14.01.2016), Seras (15.01.2016), Shkiper (14.01.2016), Zodiac (18.01.2016), Валерий Беликов (15.01.2016), Полковник (16.01.2016)
Старый 15.01.2016, 22:19   #1438
Андрей@
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
 
Аватар для Андрей@
Регистрация: 14.09.2011
Адрес: Нижний Тагил
Сообщений: 4,766
Сказал(а) спасибо: 22,881
Поблагодарили 33,382 раз(а) в 4,516 сообщениях
По умолчанию

«Об этом, товарищ,
Не вспомнить нельзя...»
Р.И. Рождественский
Одиссея баржи Т-36

Click the image to open in full size.

Click the image to open in full size.
17 января 1960 года четверых советских солдат унесло на барже
в открытое море, в котором они продрейфовали 49 дней
Click the image to open in full size.

Штормá, тайфуны и ветрá на Курилах не редкость, небольшую баржу, привязанную стальным тросом к обломкам старой затонувшей японской шхуны, не раз срывало со швартовки, ситуация была знакома и действия уже отработаны.
Но 17 января 1960 года, в 9 утра по местному времени, в заливе острова Итуруп всё пошло не так. Шквалистый ветер достигавший скорости 60 м/с сорвал со швартовки самоходную баржу Т-36. На её борту находилось четверо военнослужащих инженерно-строительных войск Советской Армии, приписанных к барже: младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов. Снежная пелена закрывала видимость. Волны достигали высоты в 15 метров, одной из таких волн, ударившей в рубку баржи, была выведена из строя радиостанция.
Около 22:00 лишённую хода баржу вынесло в открытый океан. Шторм не стихал трое суток и боролись со стихией за живучесть судна, с обледенением бортов на морозе -18, а холодное течение уносило их всё дальше в океан.
Как только ветер несколько стих, береговая линия была обследована солдатами. Обнаруженные обломки бочонка для питьевой воды, сметённого с палубы волной, дали основание считать, что баржа была потоплена ураганом.
В этот же момент, когда океан успокоился, солдаты оставшиеся на борту баржи, провели инвентаризацию продуктов — булка хлеба, 15-16 ложек крупы, банка тушёнки, ведра два рассыпавшейся по машинному отделению картошки, пропитавшаяся мазутом, несколько пачек «Беломорканала» и три коробка спичек.
Надежда что их будут искать растаяла очень скоро, когда они обнаружили газету «Красная Звезда» с заметкой о том, что район, куда их несло, закрывался для судоходства до марта, там должны были пройти испытания баллистических ракет, до этого времени помощи вероятно не будет, надо как-то до марта продержаться, но на всякий случай установили круглосуточное дежурство и вывесили флаг бедствия.
Из-за отсутствия запаса питьевой воды солдаты собирали дождевую воду, но её было немного, в основном пили воду слитую из систем охлаждения двигателей баржи, ржавую с запахом машинного масла, на ней готовили, разбавляя морской водой. Продукты экономили как могли, но через 37 дней они закончились. Зиганшину вспомнился рассказ школьной учительницы о моряках, попавших в кораблекрушение, они варили кожу содранную с мачт.

Click the image to open in full size.

В этом плане им повезло, ремни тогда солдатам выдавали из настоящей кожи, мелко порезав их, они варили супчик на морской воде, печку топили шинами, снятыми с бортов, когда были съедены все ремни и от часов и с рации, стали готовить кирзовые сапоги.
С ними мороки было больше, сначала их варили, чтобы избавиться от въевшегося гуталина, а потом жарили на машинном масле, тогда их можно было есть. Пока хватало сил старались поддерживать привычный распорядок, рассказывали о прочитанных книгах, вспоминали своих друзей и близких, не позволяя себе потерять присутствие духа, а глупым мыслям завладеть рассудком, за всё время ни разу даже голоса не повысили друг на друга.
К 7 марта у них оставалось три спички, один сапог и половина чайника воды, они договорились, что последний, кто останется в живых, напишет их имена, когда-нибудь всё равно найдут. В этот же день они, истощённые и обессиленные, были подобраны американским авианосцем «Кearsarge» («Кирсердж») в 1930 км от атолла Уэйк. По заключению судового врача, истощение было настолько сильным, что жить им оставалось меньше суток, каждый потерял в весе около 30 кг.

Click the image to open in full size.
Филипп Григорьевич Поплавский, Анатолий Федорович Крючковский,
Асхат Рахимзянович Зиганшин и Иван Ефимович Федотов.

Девять дней отважная четвёрка провела на авианосце «Кearsarge», их одежду разорвали на сувениры, переодев их в форму американских солдат, для них провели пресс-конференцию с журналистами разных стран, более 50 человек прилетели пообщаться с героями, только советских не пустили, там им предлагали купить их историю для Голливуда и жить безбедно, но ответ был — не продаётся!
Девять дней молчала страна Советов, возможно ждали как поведут себя ребята, смогут ли устоять перед соблазнами. Устояли. Через девять дней в «Известиях» появилась статья «Сильнее смерти», теперь они были героями и на Родине. Авианосец доставил военнослужащих в Сан-Франциско.
Мэр Сан-Франциско вручил им золотой ключ от города, до них только два человека удостоились такой чести — Никита Сергеевич Хрущев и Галина Уланова, здесь они уже выглядели элегантными франтами в самых стильных костюмах того времени. Потом был Нью-Йорк, Париж, где их тоже чествовали как героев.
В первые дни они почти забыли о своих ужасных странствиях, а потом пришёл леденящий душу страх — для советских солдат не так страшно умирать от голода, как оказаться предателем, а они развлекаются на вражеском корабле!!! Что подумают на Родине?
По воспоминаниям Зиганшина, этот шок у него прошёл только тогда, когда они оказались в своей части на Курилах, он переживал больше всех, что как командир позволил ребятам подняться на чужой корабль и не смог сохранить баржу и судовой журнал не прихватил с собой.
По возвращении домой им был организован торжественный приём, Зиганшин получил новое звание старшего сержанта, всех наградили орденом «Красной Звезды», получили широкую известность (в том числе и в популярной культуре). Министр обороны Родион Малиновский подарил спасённым штурманские часы, «чтобы они больше не блуждали».
О них сняли фильм «49 дней», а страна весело напевала «Зиганшин буги…Поплавский рок..Крючковский съел второй сапог…»
Потом их вернули в ту же часть на Курилы для продолжения службы, так закончилась одна из самых невероятных одиссей ХХ века, в которой четверо простых советских ребят поразили мир простыми истинами — в любой самой сложной ситуации можно остаться человеком и именно это помогает выжить в тех условиях, где погибают другие, поддержка и взаимопомощь — основной закон выживания.
Через год сердцами поклонников завладел новый кумир — Юрий Гагарин.

Click the image to open in full size.

Немножко от себя.
Об этом факте Советской истории, который кстати не замалчивался и не скрывался, я не знал до 1996 года, пока не приобрёл первый том «Собрания сочинений в пяти томах» В.С. Высоцкого. Там, за 1960 год, указано единственное стихотворение под названием «Сорок девять».
P.S. В реальности дрейф баржи в Тихом океане продолжался ровно 51 день, а не 49: по календарю с 17 января по 7 марта. Первым произнёс цифру «49» в своём выступлении Н.С. Хрущёв, но его побоялись поправить. Об этой оплошности в апреле 2010 года рассказал один из участников события Анатолий Крючковский.
__________________
Рождённый в СССР

Визитка
Коллекция
Андрей@ на форуме   Цитата
Сказали cпасибо (16):
ALE-Ikarus (15.01.2016), andreyoff (15.01.2016), artur_kustrich (15.01.2016), Colobox (16.01.2016), HaruTarra (15.01.2016), Komthur (15.01.2016), Maksus (15.01.2016), MMA1963 (15.01.2016), Nissan_ELGRAND (16.01.2016), PauK (15.01.2016), raketonosets (16.01.2016), Seras (16.01.2016), Shkiper (25.01.2016), Zodiac (18.01.2016), Валерий Беликов (16.01.2016), Полковник (16.01.2016)
Старый 15.01.2016, 22:49   #1439
andreyoff
 
Аватар для andreyoff
Регистрация: 12.07.2009
Адрес: г. Орёл
Сообщений: 2,319
Сказал(а) спасибо: 8,598
Поблагодарили 14,552 раз(а) в 1,705 сообщениях
Альбомов(фоток): 2(77)
По умолчанию

Сообщение от Андрей@ Посмотреть сообщение
...Потом их вернули в ту же часть на Курилы для продолжения службы...
Вот это меня потрясло не меньше всего остального.
Неужели в исключительном порядке дембельнуть-комиссовать героев нельзя было?
__________________
Константин Андреев
Моя визитка на форуме:
http://rcforum.su/showthread.php?t=3...ight=andreyoff
andreyoff вне форума   Цитата
Сказали cпасибо (5):
Komthur (15.01.2016), MMA1963 (16.01.2016), PauK (15.01.2016), Андрей@ (15.01.2016), Валерий Беликов (16.01.2016)
Старый 15.01.2016, 23:19   #1440
Андрей@
ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
 
Аватар для Андрей@
Регистрация: 14.09.2011
Адрес: Нижний Тагил
Сообщений: 4,766
Сказал(а) спасибо: 22,881
Поблагодарили 33,382 раз(а) в 4,516 сообщениях
По умолчанию

Сообщение от andreyoff Посмотреть сообщение
... меня потрясло ...
Костя, а меня больше всего «убило», что на большее, чем подарить часы - фантазии не хватает, на протяжение многих лет.
Сообщение от Андрей@ Посмотреть сообщение
Министр обороны Родион Малиновский подарил спасённым штурманские часы...
Правда и твоё замечание тоже не без основательно!
Сообщение от andreyoff Посмотреть сообщение
Неужели в исключительном порядке (дембельнуть) уволить в запас-комиссовать нельзя было?
__________________
Рождённый в СССР

Визитка
Коллекция
Андрей@ на форуме   Цитата
Сказали cпасибо (4):
andreyoff (15.01.2016), MMA1963 (16.01.2016), Zodiac (18.01.2016), Валерий Беликов (16.01.2016)
Ответ
Classicbus ГАЗ 21И


Здесь присутствуют: 4 (пользователей: 1 , гостей: 3)
Андрей@
Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Текущее время: 12:52. Часовой пояс GMT +3.