Фолкле́ндская война 1982 (англ. Falklands War, исп. Guerra de las Malvinas) — война между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими островами (в Аргентине их называют Мальви́нскими).

Ни Аргентина, ни Великобритания формально не объявляли друг другу войны; с точки зрения обеих, военные действия представляли собой восстановление контроля над своей законной территорией. Война закончилась решительной победой Великобритании, которая контролирует острова по сей день.
Фолклендские острова были открыты дважды: в 1690 году английскими мореплавателями и в 1694 году французскими (последние назвали их Мальвинами, в честь родного города Сан-Мало). С начала XIX века (после получения независимости) Аргентина считала эти острова своими. Захват Мальвинских островов Соединённым Королевством в 1833 году вызвал недовольство среди населения Аргентины. Пришедший к власти в конце 1981 года генерал-лейтенант аргентинской армии Леопольдо Гальтиери решил использовать народное негодование по этому поводу. Он рассчитывал укрепить свою популярность проведением победоносной войны, используя превосходство Аргентины в воздухе с учётом отсутствия к тому моменту тяжёлых авианосцев у Великобритании.
2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и после короткого боя вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев.


После этого в Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное британское военно-морское соединение с целью возврата островов.
3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию 502, в которой потребовал вывести аргентинские силы с островов. Резолюция получила 10 голосов «за» и 1 голос «против» (Панама), 4 страны воздержались (включая СССР).
7 апреля 1982 года министр обороны Великобритании объявил об установлении с 12 апреля 1982 года блокады Фолклендских островов и установлении вокруг островов 200-мильной зоны, при нахождении в пределах которой корабли ВМС и торгового флота Аргентины будут потоплены. В ответ, правительство Аргентины ввело запрет на осуществление платежей английским банкам.
После введения британцами блокады островов, осуществлявшейся подводными лодками, возникли значительные трудности со снабжением гарнизона. Единственная бетонированная взлётно-посадочная полоса на Фолклендах была слишком короткой для реактивных боевых самолётов. Поэтому основная часть аргентинской авиации на протяжении войны была вынуждена действовать с континентальных авиабаз.
Британцы также столкнулись со значительными трудностями в ходе кампании. Важную роль при её проведении сыграла американская военная база на острове Вознесения в центральной части Атлантического океана, предоставленная британской авиации для базирования.
Единственными боевыми самолётами, пригодными для использования с двух британских авианосцев, были примерно три десятка «Си Харриеров», впоследствии усиленные несколькими штурмовиками «Харриер».

Они должны были играть роль перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков, обеспечивая авиационную поддержку в ходе десантной операции.
25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия, находившемся на большом удалении от Фолклендов и также захваченном аргентинцами. Аргентинский гарнизон капитулировал, не оказав никакого сопротивления.
Основные боевые действия в районе Фолклендов начались 1 мая 1982 года, когда британская авиация и корабли подвергли бомбардировке аргентинские позиции в районе Порт-Стэнли

а аргентинская авиация впервые попыталась атаковать флот противника.
2 мая британская атомная подводная лодка

потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно»


в результате чего погибло 323 человека — это была самая большая потеря Аргентины за всю войну.
После этого аргентинский военно-морской флот получил приказ вернуться в свои базы и до окончания боевых действий более никак не проявил себя.
В этих условиях аргентинское командование было вынуждено сделать ставку на авиацию, надеясь, что потеря крупных боевых кораблей и человеческих жизней заставит Великобританию отказаться от своих намерений.
Штурмовики A-4 «Скайхок» с истребителями-бомбардировщиками «Даггер» и «Мираж IIIE» периодически атаковали британский флот, используя обычные свободнопадающие бомбы.
В ходе бомбардировок было установлено, что более половины используемых аргентинской стороной авиабомб, попавших в английские корабли, не разорвались (по данным «The Washington Post», в ходе конфликта аргентинские ВВС применяли авиабомбы, изготовленные в США «около 30 лет назад» и поставленные Аргентине за несколько лет до конфликта).
Главная надежда аргентинцев была возложена на штурмовики «Супер Этандар» с новейшими противокорабельными ракетами «Экзосет» французского производства.

4 мая такой ракетой был тяжело повреждён новейший эсминец «Шеффилд» (впоследствии затонул), что стало серьёзным потрясением для британской общественности.
Однако у аргентинцев было всего пять ракет «Экзосет» в варианте воздушного базирования.
Следует упомянуть об утверждениях о повреждении бомбами авианосца «Инвинсибл» одним из «Супер-Этандаров», что дало основание аргентинским газетам с небывалой помпой возвестить о его гибели (хотя даже его повреждение не подтверждает ни один независимый источник)
После 4 мая в боевых действиях наступил двухнедельный перерыв, хотя имели место отдельные стычки на море и в воздухе.
Ночью 15 мая подразделение британского спецназа SAS атаковало аргентинский аэродром на острове Пеббл и уничтожило 11 самолётов.
В то же время продолжались переговоры о возможном урегулировании конфликта при посредничестве ООН. К началу 20-х чисел мая 3-я бригада морской пехоты Великобритании уже готовилась к высадке на Фолклендах, а в пути к островам находилась 5-я пехотная бригада.
В ответ на экономические санкции со стороны нескольких западноевропейских государств, правительство Аргентины приняло декрет о запрете с 01.07.1982 на полёты в страну авиакомпаний тех стран, правительства которых приняли антиаргентинские экономические санкции: западногерманской «Люфтганзы», французской «Эр-Франс», голландской КЛМ, скандинавской САС, а также английской авиакомпании «Бритиш Каледониан».
Сухопутная фаза
Британское командование выбрало местом высадки бухту Сан-Карлос, находящуюся на другом конце острова, где аргентинцы ожидали десанта меньше всего. 3-я бригада морской пехоты начала высадку ночью 21 мая, встретив сопротивление лишь со стороны небольшого аргентинского отряда.
Однако с рассветом над Фолклендским проливом появились аргентинские самолёты — ВВС Аргентины предприняли попытку организовать массированный налёт на британские корабли в бухте.

25 мая аргентинцы добились своего наибольшего успеха, когда лётчик Роберто Курилович повредил «Экзосетом» контейнеровоз «Атлантик Конвейор».

Через несколько дней судно затонуло вместе с вертолётами CH-47. Тем временем 3-я бригада надёжно закрепилась на плацдарме и была готова к дальнейшим действиям.
28 мая 2-й батальон Парашютного полка (Parachute Regiment, или PARA), подойдя к населённым пунктам Дарвин и Гуз-Грин, атаковал расположенный там аргентинский гарнизон.

После тяжёлого сражения гарнизон капитулировал.
Тем временем другие подразделения 3-й бригады совершали пеший переход через весь Восточный Фолкленд к Порт-Стэнли.

Некоторые подразделения 5-й пехотной бригады высаживались с десантных кораблей в районе Порт-Стэнли. При этом 8 июня два разгружавшихся в Блафф-Коув десантных корабля были замечены аргентинцами в дневное время и вне прикрытия ПВО флота.
В результате авианалёта погибло около 50 военнослужащих, а десантный корабль «Сэр Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений. Тем не менее, к концу первой декады июня две британские бригады блокировали аргентинцев в районе Порт-Стэнли и были готовы штурмовать вражескую оборону.
Порт-Стэнли
В ночь на 12 июня 3-я бригада морской пехоты пошла в атаку на занятые аргентинцами высоты Маунт-Гарриет, Ту-Систерз и Маунт-Лонгдон. К утру все высоты были заняты, хотя не во всех случаях это оказалось легко. В ночь на 14 июня наступил черёд 5-й пехотной бригады. Её целями были высоты Маунт-Тамблдаун, Уайрлесс-Ридж и Маунт-Уильям. Несмотря на недостаточную подготовку, Уэльские и Шотландские стрелки выполнили свои задачи, а батальону гуркхов даже не пришлось вступить в бой.
Поскольку Порт-Стэнли был осаждён без какой-либо надежды на деблокирование, аргентинскому командованию не оставалось ничего, кроме капитуляции, что и произошло 14 июня.


Великобритания вернула себе Фолклендские острова. Официально война была завершена 20 июня, когда британские силы высадились на Южных Сандвичевых островах.
Около 600 аргентинских военнопленных оставались в Порт-Стэнли некоторое время после завершения боевых действий в качестве средства воздействия на правительство Аргентины (с целью обеспечить более приемлемые для Великобритании условия урегулирования конфликта).
"Шеффилд" и ядерное оружие
До сих пор идут споры о наличии на борту затонувшего эсминца «Шеффилд» ядерного оружия.

В сентябре 1982 года советские источники информации, близкие к разведслужбам, выступили с версией о возможном радиоактивном загрязнении вод Южной Атлантики. Были даже опубликованы фотографии спасшихся с «Шеффилда» моряков, одетых в противорадиационные комбинезоны и защитные маски. Министерство обороны Великобритании категорически отрицало наличие ядерного оружия на эсминце в момент его гибели. И только в 2003 году Великобритания подтвердила, что на борту её кораблей в 1982 году находилось ядерное оружие. По словам официального представителя министерства обороны Великобритании, имевшиеся на борту нескольких кораблей ядерные глубинные бомбы WE.177 были перегружены на другие корабли, возвращавшиеся в Великобританию, и ни один ядерный заряд не попал в территориальные воды Фолклендских островов. Относительно возможного присутствия ядерных зарядов на борту «Шеффилда» не было дано никаких комментариев, однако представитель министерства обороны заявил, что нахождение ядерного оружия на борту какого-либо из затонувших кораблей было невозможно; также он сообщил, что об использовании ядерного оружия в конфликте не было и речи.
[свернуть]