Volvo 480 Cabrio
Когда работа над
Volvo 480 была закончена, внутри коллектива родилась отличная и в то же время простая идея: а что, если взять один из более не используемых прототипов (которому была уготована судьба пойти в металлолом), отрезать крышу и превратить его в кабриолет? Идея Робу Коху (Rob Koch, шеф-дизайнер Volvo Cars BV) понравилась и был объявлен конкурс, лучший проект которого был бы показан руководству Volvo в Швеции. Вызов приняли двое: британец Стив Харпер, принимавший участие в разработке 480-й как внештатный сотрудник, и голландец Кор Стеенстра, занявший в 1983 г. третье место в дизайн-конкурсе голландского журнала "AutoSelekt" и впоследствии вошедший в команду под руководством Роба Коха на Volvo.
Требования к проекту были таковы: никаких изменений в базе исходного купе, при этом автомобиль должен иметь число мест 2+2. И, самое главное - соответствие традиционным строгим нормам безопасности Компании. Исходя из этого, автомобиль не должен был следовать моде того времени, а иметь защитные дуги на случай опрокидывания.
Оба претендента в разработке пошли каждый своим путем. В итоге были изготовлены два макета, основное отличие которых было в решении дизайна задней части автомобиля - у проекта Харпера она была заметно массивнее, чем у соперника. Его проект Коху понравился больше и даже был построен опытный образец. Однако выяснилось, что концепция 2+2 в этом варианте не работает, как положено - задние пассажиры практически не могут видеть ничего, кроме защитных дуг над головой… В итоге Харпером был представлен другой эскиз, где вместо задних сидений были расположены дополнительные отсеки для вещей. Он выглядел очень хорошо, и было принято решение использовать такой вариант как опцию.
В 1986 году С.Харпер покинул Volvo Cars BV и его «соперник», Кор Стеенстра, целиком взял на себя работу по Volvo 480 Cabrio. Так, к предыдущему проекту-победителю были добавлены его собственные штрихи - например, два элемента за задними сидениями, напоминающие о 50-х годах, что делало дизайн изысканнее. Крышка багажника состояла из двух частей - собственно багажника и отсека для мягкого верха, как на БМВ того времени. Задние фонари были тонированными, как и на купе. И, в отличие от первоначального задания, колею задних колес в угоду дизайну сделали немного шире, чем у базовой модели. Также было предусмотрены отличия в цветах кузова и интерьера - во всем остальном обычное купе 480 было признано сбалансированным автомобилем, не требующим улучшений. Однако…
В том же году ASC (American Sunroof Company) из Детройта был построен прототип, фотографии которого попали в прессу. Несмотря на ожидания, в 1987 году автомобиль так и не был показан публике, и Volvo пришлось уточнять, что 480 Cabrio был лишь макетом, поиском будущих концепций… После этого работа над моделью была практически свернута, проект угасал на глазах. К этому же времени относится и разработанный ASC Volvo 480 Targa - 480 со съемными панелями крыши. Но этот вариант не понравился шведам и более к нему не возвращались.
Тем не менее, в конце 1987 года работы над кабриолетом возобновились - толчок дало предложение мелкого бельгийского кузовного ателье EBS, которое специализировалось как раз на кабриолетах. Был построен новый прототип - он имел крышу с электроприводом и без дуг безопасности. Кроме того, интерес к возрождению проекта проявила английская компания Motor Panels, подготовившая (на основе дизайна С.Харпера и прототипа ASC) свой вариант с дугами - именно он был выбран руководством Volvo в качестве базового для постройки серийных машин. Автомобиль был представлен в Женеве в марте 1990 г. в качестве концепта, а уже в конце года он должен был пойти в серию как модель 1991-го года, о чем было официально объявлено. Шасси предполагалось собирать там же, где и купе - на заводе в Борне, откуда оно должно было отправляться в кузовное ателье Den Oudsten в Бельгии, а окончательная сборка планировалась в Англии, на Motor Panels.
Начало производства несколько раз откладывалось из-за вносимых улучшений в конструкцию (еще шире стала колея, усилен кузов и т.п.), внесения изменений в стандартную комплектацию. И когда в конце 1991 года все было готово к началу серийного выпуска, фирма Motor Panels обанкротилась! Это не было бы проблемой (бельгийская EBS также могла бы производить автомобиль), если бы не некоторые эксклюзивные соглашения Motor Panels с поставщиками - из-за этого стоимость произведенного в Бельгии Volvo 480 Cabrio была бы слишком высокой… С учетом обстоятельств в 1992 году было принято решение отменить производство модели. Так много было вложено в развитие 480 Cabrio, и теперь весь проект был отменен. Еще одна невеселая страница истории Volvo на рубеже 80-90х... Хотя и время, пожалуй, было упущено - появись автомобиль раньше, в конце 80-х, он мог бы рассчитывать на успех, а в 1992-м он был уже "не первой свежести".
Сегодня сохранилось несколько 480 Turbo Cabrio - один, конечно же, в Гётеборге, в музее Volvo; по меньшей мере два в Голландии (в т.ч. с правым рулем в частном владении); как минимум один - в Великобритании…
Модель - АНС, другой не знаю
Фото - прототипы*3; 480 Targa; готовые машины