|
ОДИН форума
Регистрация: 21.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 3,937
Сказал(а) спасибо: 22,061
Поблагодарили 22,088 раз(а) в 3,613 сообщениях
|
Долго думал, чем бы продолжить… В итоге решил начать долгоиграющий сериал , к другим персонажам которого еще вернемся, и не раз (надеюсь). Добро пожаловать в доисторические времена, в эпоху динозавров !
Эта модель, наряду со своими младшими одноэтажными "кошачьими" братьями (Tiger и Lion), мгновенно приобрела оглушительный успех. Низкорамный двухэтажный Titan 1927-31 годов, модель TD1, действительно был оригинальным и инновационным. В 1926-27 годах, когда появился и стал бестселлером Lion LSC, Leyland Motors нанял на должность главного конструктора уже упоминавшегося Джорджа Джона Рэкхема (см. АЕС) с опытом работы в Штатах и тот немедленно приступил к проектированию совершенно новой линейки автобусов.
Первым делом все силы были брошены на дабл-деккер: нужно было срочно менять архаичный Leyland Leviathan. Новая модель, настолько секретная, что все работы по ней велись в особом ангаре на заводе , получила новый тип кузова с пониженной рамой – настолько, чтобы она могла пройти под большинством мостов и арок Британии, что позволило бы использовать двухэтажный автобус более широко, нежели прежде. Особенностью компоновки lowbridge было расположение сидений на верхней палубе – по 3 или 4 в ряд с левой стороны и проходом справа. Эта не лишенная недостатков схема (сложности с занятием внутренних мест наверху, серьезно ограничивающий запас высоты справа внизу "короб" прохода) позволяла значительно снизить высоту – общая высота автобуса была более, чем на три фута (914 мм) меньше, чем у большинства двухэтажных современников с крытым верхом… В верхнем салоне и справа в нижнем вешались таблички с надписью "Внимание! Пожалуйста, опускайте голову, покидая свое место!" Уровень пола в нижнем салоне находился на уровне 28 дюймов (711 мм) над поверхностью дороги – низковато, но уже вполне допустимо для английских дорог той поры. Leyland запатентовал дизайн Рэкхема и в течение следующих 5 лет после его появления все другие производители должны были заплатить по 50 фунтов за его копирование (а оно было !). Дизайн этот, с плоской передней панелью верхнего этажа был в моде до середины 30-х, когда его сменил стиль V-Front.
Одноэтажные модели семейства, как уже говорилось, были названы в честь представителей семейства кошачьих, но подходящего имени для двухпалубника из этой серии не нашли, и на смену Левиафану пришел Титан. У "кошек" радиаторы украшали цветные значки с изображениями нужных животных, Титану же досталась страшноватая голова гиганта – поэтому неудивительно, что они скоро исчезли, а вместо этого появилась литая пластина с надписью Leyland. Хотя среди автобусных компаний из группы ВЕТ табличка эта ставилась в нижней части радиаторной решетки, а вместо нее располагалась табличка с названием оператора.
У TD1 был и "старший" братец, шестиколесный ТТ1, нареченный Титаником. Но имя оказалось не самым лучшим и их было построено очень немного. Также в начале 30-х было построено и 6 троллейбусов, показавших себя весьма неплохо. А вообще дизайн Титана (разумеется, с изменениями!) выпускался самим Leyland до 1950-х годов, причем шасси предлагалось сторонним кузовным фирмам и того дольше – до начала 60-х, когда этот тип ушел на покой в результате пересмотра конструкции под изменения в законодательстве. Больше 30 лет в производстве! Leyland также организовал сборку по контракту другими кузовщиками, которые строили и кузова нормальной высоты, и открытые модели для того же Лондона, например (в строгом соответствии с местными специфическими требованиями – а в Лондоне кузова lowbridge попали под запрет: считалось, что загрузка занимает непозволительно много времени и приводит к пробкам... Поэтому лондонские машины имели стандартный проход по центру и высоту более 14 футов).
Новый автобус длиной 26 футов (7 925 мм) и шириной 7 футов 6 дюймов (2 286 мм) оснащался 6,8-литровым бензиновым двигателем мощностью до 90 л.с., т.е. был по этому показателю на уровне гораздо более тяжелых моделей того времени. Коробка была 4-скоростной, тормоза имели вакуумный сервопривод, а в подвеске использовались листовые рессоры.
Первоначально TD1 имел открытую лестницу – это было вызвано желанием увеличить вместимость, оставаясь в пределах разрешенного веса конструкции. Однако заказчики требовали полностью закрытую конструкцию, каковая скоро и появилась – правда, при этом количество мест уменьшилось с 51 до 48. Titan с обычной высотой (highbridge) вышел в свет в 1930-м.
Несмотря на жесткие ограничения по весу, нижний салон Титана был неплохо отделан – например, потолочные панели скрывали набор кузова и проводку. А вот верхний этаж был куда более спартанским - голая металлическая крыша часто протекала, на ней скапливался конденсат и пятна никотина : тогда на верхней палубе разрешалось курить.
Titan TD1 в 1931 году сменила немного улучшенная версия -TD2. Автор же Титана, Д. Рэкхем, покинул Leyland Motors в 1928 году, уйдя к конкурентам на АЕС. После экспериментов с боковым двигателем он разработал шасси Regent и Regal, которые тут также постоянно упоминаются…
Фото -
1. Leyland Lion LSC 1927
2. Leyland Leviathan
3-4. Опытный Титан-демо с современниками - трамваем и Guy. Разница по высоте весьма заметна
5. Первый серийный Титан, 1927
6. Лондонский Титан, с кузовом Dodson, 1928
7-9. С открытой лестницей
10-11. И вариант с закрытой
12-13. Lowbridge и highbridge
14. Деревянный кузов был недолговечен, поэтому по мере износа его просто меняли на новый. У этого Титана 30 г. - кузов ECW (38)
15. Titanic))
16. Сабж в изобразительном искусстве
17-18. Конструкция "lowbridge" на примере Титана, но другой модели (не важно )
19-20. Планировка "highbridge"
Последний раз редактировалось carassus; 16.12.2018 в 10:53.
|