ОДИН форума
Регистрация: 21.09.2009
Адрес: Москва
Сообщений: 3,923
Сказал(а) спасибо: 21,959
Поблагодарили 22,005 раз(а) в 3,599 сообщениях
|
На этот раз снова будет ВММО
В августе 1958 года компания Birmingham & Midland Motor Omnibus Company Limited представила прототип двухэтажной машины длиной 30 футов, ВММО D9. Считается, что ВММО планировал построить такой автобус еще в 1951-м, но 30-футовые кузова не были легализованы до 1956 года. Тогда под именем D7 сразу же появился увеличенный D5, а наработки по длинной машине были использованы для совершенно новой одноэтажной модели.
Первоначальная конструкция D9 имела установленный спереди 6-цилиндровый 10.5-литровый 140-сильный двигатель BMMO KL, четырехступенчатую полуавтоматическую коробку передач SCG (Self Changing Gears Limited, Coventry), дисковые тормоза на обеих осях и рулевое управление с усилителем. Передняя подвеска была независимой (!), повсюду в подвеске использовались резиновые упругие элементы. Кузов полукапотной компоновки был выполнен из алюминиевого сплава, с крышей, передней маской и еще некоторыми частями из стекловолокна. Двери имели электрическое управление и устанавливались в заднем свесе. Автобус имел 72 (32 снизу + 40 сверху) сидячих места и отличался короткой базой – всего 17'1½”, что добавляло маневренности.
Первый прототип BMMO D9, регистрационный номер 773 FHA, был построен в начале 1958 года и передан в Департамент развития для расширенных испытаний в апреле того же года. В августе новинка впервые была продемонстрирована отраслевой прессе, а 5 февраля 1959 года поступила на службу в депо Bearwood, оставаясь под контролем Департамента.
В начале 1960-го, когда стали поступать серийные машины, прототип работал наравне с ними, но из-за напряженной тестовой программы в августе 1960 года у него сдох двигатель. Раз уж он все равно требовал замены, BMMO не упустили возможность испытать, как этот городской двухпалубник поведет себя с 8-литровым мотором с турбонаддувом (от СМ5). Эксперименты продолжались в течение года, но в 1962-м использование наддува на городском автобусе все-таки признали нецелесообразным, и еще годом позже установили обратно 10-литровый. Прототип, уже "сильно уставший", был списан в 1972-м, но сохранился и сейчас его восстанавливают.
Работы по первой серийной партии двухпалубных автобусов BMMO D9 начались в 1959 году, а состояла она из 94 автобусов, все с кузовом, построенным собственными силами BMMO в Central Works ("Carlyle"). Первые машины сошли с производственной линии в конце 1959 года и начали входить в строй с января 1960-го, а заключительные появились в октябре 1961-го. Серийные D9 отличались от прототипа – переместили 35-галлонный топливный бак, заменили решетку, слегка пересмотрели кабину и крышку капота. Дисковые тормоза на задних колесах, прекрасно показавшие себя на трассе, в городской эксплуатации с ее многочисленными остановками, от нагрузки выходили из строя и потому были заменены традиционными барабанными с гидравлическим приводом. Забегая вперед – позже и спереди диски убрали, заменив барабанами… Но и они требовали постоянной регулировки.
Некоторые машины этой первой партии оборудовались рекламными панелями (между палубами) со встроенным освещением люминесцентными лампами, но эта красота не прижилась и постепенно сошла на нет, а лампы использовались для освещения салона.
С декабря 1961-го по февраль 1963-го шел выпуск второй серийной партии из 100 единиц с таким же кузовом собственного производства. Основное отличие, как было сказано выше – отказ от дисковых тормозов из-за перегрева и крайне быстрого износа. Опыты с отделкой из окрашенного стеклопластика, как и с коробкой – полным автоматом, также были признаны неудачными и подавляющая часть машин выпускалась в обычном виде.
Производство третьей, финальной партии автобусов BMMO D9 продолжалось непрерывно с конца второй партии, с февраля 1963-го. Всего было построено 150 шасси, но только первые 105 пошли в эксплуатацию с кузовами, построенными BMMO, до того, как производство остановилось в середине 1965 года.
Кризис начался в конце 1964-го: выпуск дабл-деккеров практически сошел на нет и за последующие полгода с трудом собрали всего 6 комплектных машин – у ВММО возникли проблемы с нехваткой квалифицированного персонала, поэтому приоритет получили куда более простые одноэтажные модели. А оставшиеся 45 шасси и недостроенные кузова были отправлены на завод Willowbrook в Лафборо, где они были доделаны и к ноябрю 66-го вступили в строй. Автобусы этой серии имели двигатели с измененной системой охлаждения, т.к. предыдущие были все же склонны к перегреву.
Подводя итог – принято считать, что D9 был одним из самых успешных проектов BMMO, очень популярным и у пассажиров, и у водителей, и у механиков. Но тормоза… Зато машина опередила время лет на 30, со своими дисками. Всего построено 345 D9. Некоторые D9 проработали на линии до конца 70-х.
Фото - "история" двухэтажных ВММО:
1-2. D5 (модель выпускалась в 1949-52 гг. и работала до 1967-го. Выпущено 200 экземпляров).
3-4. D7 (1953-57, 350 экз., списывались в 1971-72 гг., но некоторые дожили до 1980).
5. D9 первой партии
6-7. D9 второй партии
8. D9 пр-ва Willowbrook
|