29 мая 1937 г. 80 лет назад
Писатель А.И. Куприн возвращается на родину

Александр Иванович Куприн
А.И. Куприн (1870-1938) – один из тех русских писателей, чей талант прошёл огранку военной службой и во многом был ей раскрыт. В возрасте 24 лет в чине поручика вышел в отставку. Второй раз на военную службу он пошёл уже во время Первой мировой войны, был демобилизован из-за проблем со здоровьем. Но через четыре года, в 1919 году, пошёл снова воевать, на этот раз в Северо-Западную армию Юденича. Служил уже не в строю, был редактором газеты. После поражения Юденича он покинул Россию. 4 июля 1920 года Куприн с семьёй приехал на постоянное место жительство в Париж.
К 1930 году семья Куприна обеднела и погрязла в долгах, литературные гонорары были скудными. Эмигрантский хлеб был для него нелёгок, его семья откровенно бедствовала, а сам Александр Иванович подорвал своё и без того неважное здоровье: «Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня и приплюснула дух мой к земле. Нет, не жить мне в Европах… Если уж говорить о том Париже, который тебе рисуется и представляется, то я его ненавижу…». С 1932 года зрение постоянно ухудшалось, и почерк стал значительно хуже.
Тоска по Родине настолько сильна, что Куприн признаётся: «…не могу спокойно письма написать туда, ком в горле». Не давала покоя мысль о возвращении и о его невозможности. Возвращение в Советский Союз стало единственным решением материальных и психологических проблем Куприна. За год до того, как вопрос возвращения Куприна в СССР был решён, у него обнаружили рак. В Россию он ехал не столько жить, сколько умирать.
29 мая 1937 года в Париже на Северном вокзале перед тем, как сесть в московский поезд, писатель сказал: «Я готов пойти в Москву пешком…»
66-летнего писателя торжественно встретили в Москве, поселили в «Метрополе», потом выделили ему дачу рядом с санаторием Союза писателей. Напечатали его собрание сочинений, за которое ему выплатили приличный гонорар – как и полагалось в СССР «инженерам человеческих душ». Фактически обеспечили писателю заслуженную пенсию и исполнили его последнюю мечту: спокойно умереть на родине.