26 мая 1947 г. 70 лет назад
Первый рейс «Поезда завтрашнего дня»
В первой половине прошлого века поезда, как и самолёты, казались чрезвычайно роскошными средствами передвижения. В 1947 году в далёких США не постеснялись пофантазировать на тему будущего поездов и даже построить... «Поезд завтрашнего дня» (Train of Tomorrow). Проект задумывался General Motors в 1944 году как масштабный рекламный инструмент. Но после войны люди, работающие над проектом, были достаточно убедительны, чтобы GM заключила контракт с фирмой
Pullman-Standard's на постройку этого фантастического поезда. Впервые он отправился в путь
26 мая 1947 года. Железнодорожный состав целых 28 месяцев провёл в рекламных поездках по США и Канаде, став символом светлого послевоенного будущего. Почти 6 млн. человек побывали внутри поезда на экскурсии. Правда, прокатиться на нём довелось немногим.
Пожалуй, самым впечатляющим в «Поезде завтрашнего дня» был «Звёздный купол» (The astra dome). Это обтекаемый застеклённый пентхаус на крыше каждого вагона, а так как «Звёздный купол» располагался выше крыши, то и обзор открывается великолепный. Безопасность многослойного стекла проверена в многочисленных тестах: например, оно выдерживает пулемётную атаку самолёта.
«Звёздная пыль» (The star dust) — несколько странное и пафосное название для общего вагона, но создатели поезда верны фантастико-космическому стилю. В ультрасовременных креслах общего вагона в полном комфорте размещалось 72 пассажира. Каждое кресло раскладывалось и превращалось в лежачее место, а также имело индивидуальную подсветку. Просторные багажные полки, прорезиненные ковровые покрытия под сиденьями и в проходах дополняют картину путешествия в роскоши при умеренных затратах.
«Облако грёз» (Dream cloud) — спальные вагоны, чем-то выдающимся по нынешним временам не выделялись: относительно просторные купе с кроватями, которые либо сложены как диваны, либо спрятаны в стены. Спальный вагон имел три выхода в «Звёздный купол», два просторных салона-купе с двух концов вагона и 8 купе на двух человек. Днём спальный вагон предоставляет постояльцам бесподобный комфорт благодаря удобным креслам и большому частному пространству.
В вагоне-ресторане одновременно могли обедать 52 пассажира: 18 человек наверху, в помещении со «Звёздным куполом», 24 — в главном помещении на нижней палубе и ещё 10 в частном купе. Столы размещены так, чтобы оставить достаточно места для передвижения пассажиров и официантов. Обед в «Звёздным куполе» чем-то напоминает вечеринку на крыше: вкусная еда, гламурная атмосфера, превосходный вид.
Удивительно, но, кроме вагона-ресторана, в «Поезде завтрашнего дня» был ещё и вагон-салон
— «Лунный свет» (Moon glow). Идея его в том, что люди тут просто общаются, попивая коктейли или читая газеты. В общем, типичное западное кафе. Вагон для отдыха и проведения досуга. Ничто не должно мешать получать удовольствие от поездки. Большие широкие окна позволяли наблюдать проносящиеся пейзажи, два коктейль-бара, а диваны и кресла такие же, как в лучших бизнес-клубах. Можно было воспользоваться письменным столом в полуприватном купе или услугами телефонной связи.
«Поезд завтрашнего дня» прожил недолгую, но яркую жизнь. После 1950-го его вагоны загнали в депо компании (и больше они никогда не использовались), а в середине 60-х их и вовсе отправили на металлолом. Варвары, ей-богу...
Все цветные иллюстрации из брошюры 1947 года, чёрно-белые фотографии взяты из книни «Train of Tomorrow» Рика Моргана (Ric Morgan) 2007 года.