Эксперимент №2.
Эксперимент! Прошу так к нему и относиться


.
Персонажем, символизирующим (пока!) 20-е годы в шведской авиации, будет
J2 -
Nieuport-Delage NiD29.
Сперва о самой машине: разработанный в 1918-м наследник легендарных Ньюпоров Первой Мировой, это был один из самых распространенных истребителей начала 20-х годов. Самолет состоял на вооружении десятка стран – от Франции до Аргентины и Японии, причем во многих странах он строился по лицензии. Всего было построено около 1200 самолетов, включая лицензионное производство.
Французы использовали NiD29 в боях против повстанцев в Марокко, испанские Nieuport принимали участие в подавлении выступлений в североафриканских колониях. Что касается Японии, то там произведенные по лицензии самолеты (
Nakajima Ko-4) составляли основу парка истребительной авиации Императорской Армии вплоть до 1933 года, сыграв важную роль во время оккупации Маньчжурии и в Шанхайском инциденте 1932 года.
История же появления J2 в Швеции – как всегда не проста

. После окончания ПМВ шведы, как и многие страны Европы, притормозили в развитии вооружений, в т.ч. и авиации. И к середине 20-х положение стало удручающим: необходимы были решительные меры, чтобы избежать отставания – основным типом истребителя был немецкий
Phönix, выпущенный еще в конце 1910-х. В середине 20-х годов авиация была выведена из подчинения армии и выделена в самостоятельный род войск, что добавляло неразберихи… В этой ситуации "главком ВВС" Карл "КАБА" Амундсон (Karl Albert Byron Amundson) в 1925 году просто взял, да приобрел у французов в кредит безо всякого разрешения 9 истребителей с оплатой "потом" за счет госказны. Возник скандал, но из-за низкой цены – ну как 4 первых Вольво чуть позже

- он быстро утих.
J2 стал очень популярным среди пилотов. Красивый и обтекаемый, он имел отличные летные характеристики: скорость при 300-сильном двигателе Испано-Сюиза была высокой для своего времени (235 км/ч), а потолок составлял 8 500 м. Однако самолет имел один очень серьезный недостаток – деревянный, покрытый фанерой фюзеляж в шведском климате с его влажностью и холодами, очень быстро приходил в негодность. Вся эксплуатация этого типа машин в Швеции была борьбой за их сохранность, что в итоге привело к довольно быстрому их списанию в 1930-м…
Кит –
Azur. Очень хороший сам по себе. Мягкий пластик, куча деталей, смола-травленка и т.д. К нему бы еще руки – была б конфета. Однако про процесс – отдельно расскажу

, оно того стоит. Говоря откровенно, шведская версия – самая некрасивая, но что поделать..
P.S. Знаю, знаю про все огрехи! Эксперимент же

. Модель не закончена, впереди доводка - исправление хвоста и устранение сколов. Но т.к. кто его знает, что с ней случится - сфотографировал как есть на данный момент