Завод автотракторного инструмента (ЗАТИ) основан в 1930 году в городе Павлово-на-Оке. В апреле 1952 года вышло постановление Совета Министров о реконструкции завода под выпуск автобусов, завод переименовали в Павловский автобусный завод им. Жданова (в 1992 году из названия завод убрали им. Жданова). В августе 1952 года собрали первые автобусы ГЗА-651, производство которых было передано с Горьковского автобусного завода. На заводе не только выпускали автобусы, но и вели большие конструкторские работы по созданию перспективных образцов. Так, уже в 1955 году увидел свет опытный автобус вагонной компоновки с несущим кузовом ПАЗ-652. Часть разработок стала серийной продукцией, другая, к сожалению, не продвинулась дальше опытных. Особенно хочу отметить ПАЗ-Турист, необычного дизайна и с задним расположением двигателя. Кроме автобусов, занимался разработкой и выпуском одно- и двухосных прицепов и
одноосных полуприцепов.
ГЗА-651, ПАЗ-651А, ПАЗ-653
Первый серийный автобус с деревометаллическим кузовом ГЗА-651 выпускался под этим индексом до 1957 года, далее с конвейера стал сходить автобус ПАЗ-651А с металлическим каркасом кузовом. Автобусы этого семейства выпускались в Павлово до 1961 года. В семейство входили грузопассажирские – ПАЗ-651Г, штабные автобусы – ПАЗ-654 на полноприводном шасси. Автомобиль для перевозки хлебобулочных изделий ПАЗ-657 (мог эксплуатироваться с одноосным прицепом ПАЗ-658), автолавка ПАЗ-659 (к этому семейству условно можно отнести двухосный прицеп-автолавку – ПАЗ-742Б), автомобиль для перевозки одежды и промтоваров ПАЗ-661 и ряд других специализированных автомобилей в 651 кузове, часть автомобилей устанавливалась на полноприводное шасси ГАЗ-63Е.
Параллельно с ГАЗ-651 (1953 – 1957 г.г.) на заводе выпускали модернизированный вариант ГЗА-653 под индексом ПАЗ-653. Самое заметное отличие металлическая крыша кабины и измененная передняя часть санитарного кузова.
ПАЗ-652, ПАЗ-652Б.
В 1958 за ворота завода вышли первые серийные автобусы вагонной компоновки ПАЗ-652. С 1961 года выпускали автобусы в экспортном (отдельный индекс не присваивался, отличались улучшенной отделкой интерьера и экстерьера, некоторыми изменениями в конструкции, а с 1962 года гладкими боковинами кузова) и тропическом исполнении (ПАЗ-652Ю).
В этот период были разработаны опытные образцы: санитарный ПАЗ-652В, туристический ПАЗ-652Т с одной распашной или ширмовой дверью вместо двух ширмовых, ПАЗ-652Л для левостороннего движения. Эксплуатация первых партий автобусов выявила слабость кузовных элементов и несущего основания.
По итогам модернизации с 1963 года выпускался ПАЗ-652Б. Эта модель так же имела экспортный (ПАЗ-652Б, с 1968года ПАЗ-652БУ) и тропический варианты (ПАЗ-652БЮ). ПАЗ-652Б и модификации выпускались до 1968 года.
ПАЗ-672, ПАЗ-672М, ПАЗ-3201.
Серийный выпуск модели ПАЗ-672 начался в конце 1967 года. В конструкции автобуса наряду с оригинальными узлами использовались агрегаты ГАЗ-53. ПАЗ-672 неоднократно модернизировали, но на индексе это до 1982 года никак не отражалось. Только в 1982 году в индекс добавили букву М – ПАЗ-672М. С этим индексом выпускались не только двухдверные, но однодверные автобусы для служебных перевозок. В семейство ПАЗ-672/672М входило множество модификаций: северный ПАЗ-672С, горный ПАЗ-672Г, экспортный для умеренного климата ПАЗ-672У, экспортный южный ПАЗ-672УЮ, экспортный модернизированный ПАЗ-672УМ, для обслуживания Олимпиады-80 были выпущены лаборатория обследования спортсменов ПАЗ-672ТЛ и улучшенная версия ПАЗ-672УМ. Кроме комплектных автобусов выпускались шасси ПАЗ-672В и экспортное шасси ПАЗ-672ВЮ.
С использованием кузовных элементов и агрегатов автобуса на заводе создали в 1977 грузовые фургоны – авторефрижератор ПАЗ-3742 и фургон с изотермическим кузовом ПАЗ-37421, но, практически, сразу их производство было передано на Бакинский завод специализированных автомобилей – БЗСА, позже БАКАЗ.
На базе ПАЗ-672М завод спроектировал и выпускал полноприводной автобус ПАЗ-3201 и его модификации. В конструкции автобуса удачно сочетались узлы серийного автобуса и грузовика ГАЗ-66.
Сторонними предприятиями в кузов этого семейства автобусов устанавливалось специальное оборудование различного назначения.
В период серийного выпуска автобуса завод создал несколько опытных модификаций, в том числе и с дизельным двигателем. Заслуживает отдельного упоминания ПАЗ-672А – автобус для обслуживания туристических групп в южных районах. Салон автобуса не имел бокового остекления, крыша с прозрачными скатами имела по центру широкий люк со сдвигающимся в перед и назад брезентом.
Выпуск семейства прекратился в 1989 году.
ПАЗ-3205, ПАЗ-3206.
В 1972 – 1977 годах на завод разработали и испытывали новые модели автобуса ПАЗ-3203 и ПАЗ-3204, эти модели в серию не пошли, но наработки стали основой для ПАЗ-3205. Первые образцы ПАЗ-3205 построены в 1979 году, с 1984 года автобус выпускался небольшими партиями, в 1989 году завод полностью перешел на новую модель. Автобус выпускается и в наше время.
Сегодняшние модели, после всех модернизаций, отличаются не только агрегатами, но и внешне, с 2013 года автобус сходит с конвейера с измененными передней и задней масками. В семейство входит огромное количество модификаций: с одной пассажирской ширмовой и одной запасной распашной дверями, двумя пассажирскими дверями, для перевозки детей, грузопассажирский, для ритуальных услуг, специальные, по заказу устанавливаются различные двигатели, можно заказать салоны повышенной комфортности, в том числе и с вклеенными стеклами. Автобус выпускается в северном, тропическом исполнениях.
Отдельно необходимо упомянуть модели и модификации на их базе – полноприводной ПАЗ-3206 и удлиненный более чем на 1 м ПАЗ-4344.
Автобусы семейства "Аврора".
Первый автобус нового семейства "Аврора" был построен в 1998 году и имел индекс ПАЗ-3209. По результатам испытаний в конструкцию внесли изменения и, заодно, удлинили на почти полметра. В серию автобус пошел в 2001 году под индексом ПАЗ-4230. Серийно "Аврора" выпускалась в различных исполнениях: городской, пригородный, междугородный, с ширмовыми и сдвижными дверями, с боковыми стеклами, вклеенными или в резиновых уплотнителях, цельным или составным лобовым стеклом, с двигателем ММЗ или Cummins. По заказу выпускались автобусы повышенной комфортабельности. С 2003 года началась передача производства семейства на Курганский автобусный завод, до 2007 года выпуск "Авроры" выпускались и на ПАЗе и на КАВЗе, с 2007 года ПАЗ прекратил выпуск семейства "Аврора".
Другие серийные автобусы
После распада СССР на заводе стали расширять линейку выпускаемой продукции не только среднего класса, но и другой размерности. Вот не полный список моделей выпускаемых серийно: полунизкопольный городской автобус малого класса ПАЗ-3237, городские автобусы большого класса ПАЗ-5269 – ПАЗ-5271 – ПАЗ-5272 (ПАЗ-5272 имел пригородные двухдверные модификации), ПАЗ Real ( по лицензии Marcopolo), семейство "Вектор" (ПАЗ-3203, ПАЗ-3204 и их модификации), "Вектор Next". С 2015 года все новые модели ПАЗ несут на передней панели эмблему ГАЗ.
Опытные образцы.