Уральский автомобильный завод.
С 1941 г. по 1962 г. – Уральский автомобильный завод имени Сталина ("УралЗИС"), с 1962 года – Уральский автомобильный завод ("УралАЗ"), с этой даты история автомобилей завода продолжилась под маркой "Урал"
Автомобильный завод "УралАЗ" ведет свою историю с 30 ноября 1941 года — в этот день Государственный Комитет обороны СССР принял решение об организации в Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). В Миассе еще в 1939 году начали строительство военного завода №316. Зимой 1941 года днем и ночью, прямо с "колес", под открытым небом шел монтаж оборудования и к середине лета уже были подготовлены строительная площадка и рабочий поселок. Первый цех Миасского автомоторного завода заработал в марте 1942 года, а в апреле собрана первая промышленная партия. Изначально предполагалось, что завод будет заниматься произ-водством двигателей, коробок передач и задних мостов для Москвы и Ульяновска, поставлять литье на Шадринский филиал "ЗИСа". Но страна остро нуждалась в автомобилях, и Государ¬ственный комитет обороны 14 февраля 1943 года принимает решение — целиком перевести из Ульяновска в Миасс производство грузовых авто. Первая трехтонка ЗИС-5В сошла с конвейера уже 8 июля 1944 года, 20 июля на фронт отправили партию машин. 30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль, а к концу года, несмотря на незавершенность цехов, сумели построить три тысячи трехтонок.
В 1951 году на смену ЗИС-5В приходит усовершенствованный ЗИС-5М с двигателем мощностью 77 л.с. В первом квартале 1956 года в конструкцию ЗИС-5М были введены усовершенствованные узлы: новое рулевое управление, бензобак увеличенного объема, предпусковой подогреватель и ряд других. Модернизированному автомобилю был присвоен индекс – УралЗИС-355.
В 1955 году четыре автомобиля нового семейства УралЗИС-353 и его газогенераторная модификация УралЗИС-354 прошли заводские испытания.
В третьем квартале 1957 года УралЗИС-355М (изменен индекс с 353-го) был утвержден к производству. Но отсутствие финансирования и опыта на Уральском заводе оттянули серийный выпуск почти на год. Последний УралЗИС-355М сошел с конвейера 16 октября 1965 года. Таким образом, трансформируясь с годами, базовая компоновка грузовика ЗИС-5 продержалась на конвейере 34 года.
С 1962 года "Уральский автомобильный завод имени Сталина" — "УралЗиС" переименовывается в "УралАЗ". В 1965 году с производ¬ства сняты двухосные автомобили, которые завод выпускал более 20 лет. В конце года был организован безостановочный переход на принципиально новую конструкцию автомобиля Урал-375.
В 1976 году на базе Уральского автомобильного завода было создано Уральское объединение по производству грузовых автомобилей. Кроме головного предприятия в его состав вошли Челябинский кузнечно-прессовый завод, Челябинский машиностроительный завод автотракторных прицепов и Посевнинский завод запасных частей.
В конце 1976 года изготовлены первые опытные образцы снего¬болотоходного транспортера Урал-5920 (первая промышленная партия в 1981). В 1977 году на Уральском автозаводе налажено производство новой модели Урал-4320 с дизельным двигателем КАМАЗ.
В 1982 году у фирмы "Дойц" была закуплена лицензия на дизельный двигатель, выпуск моторов решили наладить на строившемся с 1981 года Кустанайском дизельном заводе (КДЗ) Казахской ССР, который тогда входил в Производственное объединение "УралАЗ".
Первый трехосный 5,5-тонный капотный автомобиль Урал-4322 с военным шифром "Суша" был собран в 1978 году. В 1990 году на КДЗ наконец началось мелкосерийное изготовление двигателей, и в июне 1992-го Уральский автозавод приступил к промышленному изготовлению основных моделей грузовиков и шасси серии 4322. В том же году совместное предприятие с компанией "Дойц", оставшееся на территории независимого Казахстана, распалось и прекратило выпуск силовых агрегатов, что вместе с нестабильной экономической обстановкой в стране привело к завершению выпуска Урал-4322.
В 1999-2000 годах разработана и поставлена на производство новая гамма транспортных полноприводных автомобилей бескапотной компоновки с лицензионной кабиной "Iveco". В ноябре 2005 года с главного конвейера сошел первый грузовик дорожного семейства — самосвал Урал-63685.
В 2014 году на автозаводе "Урал" началось серийное производство модернизированного семейства полноприводных автомобилей Урал-М. Семейство Урал-М, разработанное на базе серийных шасси "Урал-4320", включает в себя гамму автомобилей с колесными формулами 4х4 и 6х6 как в традиционном капотном, так и в бескапотном исполнении. В начале июля 2015 года на Международной специализированной выставке "Строительная техника и технологии" был впервые представлен автомобиль нового поколения Урал NEXT.
В 2018 году автомобильный завод "Урал" объявил о старте серийного производства и начале продаж автомобилей дорожного семейства. Автомобили Урал NEXT 6х4 могут использоваться на дорогах общего пользования и технологических дорогах.
Семейство ЗИС-5В.
Первый ЗИС-5В сошел с конвейера 8 июля 1944 года. В условиях военного времени конструкцию ЗИС-5 при¬шлось максимально упростить: кабина делалась из дерева, передние крылья не штамповали, а гнули, тормоза на передних колесах отсутствовали, устанавливалась одна фара (на части автомобилей), грузовая платформа имела один — задний откидной борт.
В 1947 году, при проведении модернизации автомобиля, были возвращены тормоза на все колеса, вторая фара, платформа с тремя откидными бортами, облицовка дверок кабин и т.д. Самому автомобилю было возвращено прежнее название ЗИС-5. Тогда же на облицовке радиатора уральских ЗИСов появилась пятиконечная звезда и выштамповка "УралЗИС". В 1951 году на смену ЗИС-5 приходит усовершенствованный ЗИС-5М с двигателем мощностью 77 л.с.
В 1949 - 50 годах Центральный научно-исследовательский институт механизации и энергетики лесной промышленности СССР (ЦНИИМЭ) конструирует и испытывает несколько опытных образцов древесно-угольных газогенераторных установок ЦНИИМЭ-16 для автомобилей УралЗИС-5М, затем появляется более усовершенствованная установка Урал-ЗИС- 332. В послевоенный период острая потребность в специализированных автомобилях заставляет использовать шасси УралЗИС-5М для самосвалов УралЗИС-351, поливочно-моечных машин МПМ-1, мусоровозов МС-1 и, конечно, пожарных автомобилей ПМЗ-11А.
В первом квартале 1956 года в конструкцию ЗИС-5М были снова введены усовершенствованные узлы: новое рулевое управление, бензобак увеличенного объема, предпусковой подогреватель и ряд других. Модернизированному автомобилю, выпускающемуся на Уральском автозаводе с начала 1956 года, был присвоен новый индекс - УралЗИС-355. Внешне машина отличалась обтекаемыми округлыми передними крыльями и иной формой колесных дисков. УралЗИС-355 снова стал базисом для самосвалов, автомобильных кранов и автоцистерн, хотя пожарное оборудование на его шасси не устанавливали.
Семейство УралЗИС-355М.
В 1951 году на заводе построили опытный образец грузовика с индексом УралЗИС-353 (индекс соответствовал двигателю новой разработки). УралЗИС-353 получил отопитель и вентиляцию кабины, аллигаторный капот, крылья, кабину по форме близкие к ГАЗ-51.
Руководство Уральского автозавода уже собралось запустить новый грузовик в серию, но отсутствие штампов не позволяло делать цельнометаллическую кабину. Выход нашел Андрей Липгард, отбывавший тогда на Урале ссылку. Он проанализировал ситуацию и предложил использовать для изготовления кабины штампы-дублёры от горьковских грузовиков. В 1955 году, уже под новым индексом, УралЗИС-355М и его газогенераторная модификация УралЗИС-354 прошли заводские испытания.
По окончанию испытаний, приказом министра автомобильной промышленности УралЗИС-355М был утвержден к производству в третьем квартале 1957 года. Но отсутствие финансирования и опыта на Уральском заводе оттянули серийный выпуск почти на год. Кроме грузового и газогенераторного вариантов, в октябре 1957 года была создана полноприводная модификация УралЗИС-381 с раздаточной коробкой и передним мостом от ГАЗ-63 - трехсторонний самосвал УралЗИС-358. На шасси УралЗИС-355М устанавливались множество специализированных кузовов, как заводского изготовления, так и построенных в автохозяйствах. Очень были распространены молоковозы АЦМ-2,3, бензовозы АЦ-2,6- 355М, ассенизационные автомобили АНМ-355М, передвижные компрессорные станции АПКС-6П- 8. Некоторое количество УралЗИС-355М поставили в Финляндию и Афганистан. Последний УралЗИС-355М сошел с конвейера 16 октября 1965 года.