Следующую модель будет предварять ну ооочень много букв
, которые буду писать по мере возможности: других их моделей не предвидится
, а фирма-то известная...
Итак - еще одна знаменитая британская фирма, которой, разумеется, давно уже нет…
Crossley Motors, базировавшаяся в Манчестере, за свою историю произвела около 19 000 высококачественных автомобилей (в 1904 - 1938 годах), 5 500 автобусов (1926 – 1958) и 21 000 грузовых и военных автомобилей (1914 – 1945).
Фирма
Crossley Brothers была основана в 1867 году братьями Фрэнсисом (1839 – 1897) и Уильямом (1844 – 1911) Кроссли, когда Фрэнсис с помощью дяди выкупил инженерный бизнес Джона М. Данлопа по производству насосов, прессов и небольших паровых двигателей (Crossley Brothers and Dunlop). Будучи истыми христианами, в качестве эмблемы они выбрали коптский крест. Интересно, что братья отказывались продавать свою продукцию тем, чьи действия они не одобряли – например, пивоваренным заводам
. В 1869 году была приобретена лицензия на производство газовых двигателей Otto & Langden, а с 1876-го – и на четырехтактный Otto. С 1890-х начались эксперименты с двигателями на тяжелом топливе с воспламенением от сжатия, первый из которых был построен в 1898 году. На рубеже веков появились и бензиновые двигатели для автомобилей, которые ставились, в частности, на автобусы Leyland (с 1905). Бизнес процветал, и производственные мощности постоянно (с 1881-го) расширялись. На заводе Crossley уже на рубеже веков существовало некое подобие конвейера и Генри Форд, посетивший завод на Поттери-Лейн на рубеже веков, взял систему на заметку.
Фирма закономерно стала пробовать свои силы и в производстве автомобилей, первый из которых появился в 1904 году., а уже в 1906-м было зарегистрировано подразделение
Crossley Motors Ltd и открыт новый завод.
В 1919 году Crossley Brothers приобрели фирму по производству газовых двигателей Premier - Sandiacre, Ноттингем, а в 1935 году сменили название на
Crossley Premier Engines Ltd. Завод в Ноттингеме был расширен, производство продолжалось до 1966 года. К 1960-ым, хотя продажи оставались удовлетворительными, компания ушла в минус. Проекту двигателей, которые тогда производились, было, по сути, уже 40 лет - поэтому в 1962 году было достигнуто соглашение об использовании французской конструкции Pielstick. Производство этих двигателей, предназначенных для кораблей, железнодорожных локомотивов и выработки электроэнергии, первоначально осуществлялось в Ноттингеме. Но, прежде производство было налажено, деньги закончились, и компании пришлось искать на себя покупателя, которым стал Bellis and Morcom Ltd, при этом название Crossley-Premier было сохранено. При дальнейшем сокращении рынка сбыта двигателей началась чехарда со сменой хозяев, в итоге фирма стала частью промышленной группы Rolls-Royce (1988), продолжая до 1995-го выпуск своей линейки двигателей Crossley-Pielstick. После этого некоторое время завод собирал двигатели из деталей, произведенных другими подразделениями, но имя Crossley больше не использовалось.
27 февраля 2009 года завод Crossley закрылся, оставив несколько сотрудников в офисах, чтобы перевезти оставшийся бизнес на завод Rolls-Royce в Данфермлайне, Шотландия. Городской совет Манчестера приобрел заводскую площадку в середине 2009 года, а 3 декабря начался снос. Последний сотрудник Crossley покинул площадку на следующий день, 4 декабря 2009 года… За все годы было построено более 100 000 двигателей Crossley, а об их качество свидетельствует то, что многие из них используются по сей день.
Однако двигатели – двигателями, а автомобили все же интереснее, поэтому – вкратце и о них. О легковых машинах особо распространяться не буду, ибо не по теме
, но основные модели упомянуть необходимо, что мы сделаем на примере фото
.
Фото –
1-2. Двигатели Crossley Brothers
3. первая модель фирмы,
22 hp - представленная в 1904 году по проекту главного инженера Дж. С. Кричли, который ранее работал в Daimler и McFarland. Намерением было построить "английский Мерседес". Считается, что до открытия специализированного завода Crossley Motors в 1907 году производство было ограничено, фактические производственные показатели неизвестны, а многие комплектующие закупались. В одном отчете описывается их шасси, "изготовленное одним из ведущих французских производителей".
4. увеличенный вариант,
40 hp.
5. модель
12/14, 1909-1915 гг. На этом автомобиле коробка передач была установлена в блоке с двигателем, а также была оснащена четырьмя колесными тормозами. Забавно, что передние тормоза управлялись ногой, а задние - рукой. Использование педали имело тенденцию чрезмерно напрягать переднюю подвеску и вызывать поломки, и система была ликвидирована в 1912 году. Четырехколесные тормоза не появлялись вновь до середины 1920-х годов.
6.
Shelsley, первая спортивная модель, на базе 12/14
7-8. Едва ли не самая успешная модель фирмы –
20/25 (1909-1919). Выпускался с изменениями до 1925 года, работал в том числе в гаражах августейших особ - короля Георга V, Принца Уэльского, короля Испании, Сиама, императора Хирохито… Кузовов – множество, кроме легковых были и легкие грузовики и "микроавтобусы"… Как, например, австралийский военный амбуланс. Объем выпуска – около 10 000 штук.
9.
25/30 (1919-1925), та самая измененная версия 20/25.
10. первая послевоенная полностью новая модель –
19.6 (1920-1926)
11.
20-70 (1922-1926)
12.
"14", она же 15/30 – наследница 12/14, самая массовая (около 5 500 шт.) сугубо легковая модель Кроссли (1923-1926)
13. Фирма в 1923-25 годах собирала также Бугатти. Из начального плана в 500 шт. было сделано 24 (шасси СМ 1601-1625)
14.
18/50 и дальнейшее развитие –
20.9 (1925-1927 и 1927-1931), 1 500 штук.
15.
Golden и
Super Six (1929-1935), шестицилиндровые машины, 3.2 л
16.
Silver/Super Silver (1930-1934), 6-цилиндровые классом пониже, всего лишь 2 л
17.
10 НР, 1 500 экз. в 1931-1934. Маленькая машинка с мотором 1.1 л
18.
Regis (1935-1937), ~ 1 050 шт. Сделанный на основе модели 10 НР, мог оснащаться как 4-х, так и 6-цилиндровым двигателем (1.1 и 1.5 л)
19.
Streamline (1934). Авангардная мелкосерийка (около 20 машин) с задним расположением двигателя от модели Silver.
20.
2-litre Sport Saloon / 3-litre Sport Saloon (1934-1938). Последние легковые модели фирмы, с минимальным объемом выпуска – 25 и 10 экземпляров соответственно.
После этого, как уже говорилось, Crossley Motors легковушек не выпускал, полностью перейдя на выпуск общественного транспорта, грузовиков и военной техники.