7 апреля 1922 г. 95 лет назад
Первое в истории столкновение пассажирских самолётов
Farman F.60 «Goliath» (Фарман-Голиаф) и De Havilland (Де Хэвилленд) D.H.18
Утром 7 апреля 1922 года из Кройдона в Ле-Бурже взлетел Де-Хэвилленд DH.18A (G-EAWO) британской авиакомпании «Daimler Hire» всего с одним пилотом и молодым стюардом на борту. Через некоторое время после того, из Ле-Бурже в Кройдон, взлетел Фарман F.60 «Голиаф» (F-GEAD) французской авиакомпании «Grands Express Aeriens», экипаж состоял из пилота и механика. Три пассажира купили билеты на «Голиаф», француз и новобрачные американцы проводившие во Франции медовый месяц, летели в Лондон, из которого собирались добраться до Портсмута для посадки на корабль до Нью-Йорка.
Погода была с низко висящими облаками, туманом и легким моросящим дождём.
Поскольку полёт на приборах ещё не был изобретён и официально установлен, оба пилота летели по ориентирам на земле и сравнивая высоты.
В то время существовала неформальная практика, которая сводилась к тому, чтобы ориентироваться по навигационным ориентирам, основанным на правилах дорожного движения, поэтому французский пилот летел по проезжей части со смещенной вправо. Такая же неформальная практика была предпринята в Англии, хотя некоторые считали возможным международный конфликт, основанный на английских правилах дорожного движения, автомобили имели правый руль и ездили по левой стороне дороги!
Таким образом, британский пилот естественно смещён влево, а не вправо. Это ставит самолёты на естественный путь столкновения в облачности и при идентичной высоте.
Вот как описывалось в газеты «Нью-Йорк таймс» со слов очевидцев авиакатастрофы события, которые произошли около Пикардии, в 60 милях к северу от Парижа около Гранвийер. Они описали крушение так: «Густой туман покрывал весь пейзаж в сопровождении постоянного дождя. Внезапно огромная машина появилась, как будто выходя из-за занавеса на высоте около 150 метров, двигаясь в направлении Лондона. Это был "Голиаф". Едва он появился, когда из-за туманной завесы вылетела меньшая машина, летящая в сторону Парижа. Те, кто смотрел, не успели подумать, прежде чем в воздухе раздался зловещий треск, и в следующий момент они увидели, что массы обломков - сломанное дерево и гнутый металл - падают на землю. Эти два самолёта врезались друг друга, и в течение нескольких коротких секунд, сгорели дотла».
После авиакатастрофы был рекомендован и одобрен ряд изменений. Прежде всего, столкновение в воздухе привело к универсальному определению «права проезда» в воздухе, когда самолёты должны смещаться вправо при пролёте над дорогами или ориентирами, чтобы при приближении другого воздушного судна избежать столкновения. Авария привела к созданию первых в мире систем воздушных трасс, которые мы используем и в настоящее время.