Ещё в 1931 году в составе милиции был образован ОРУД — отдел по регулированию уличного движения, в задачи которого входило лишь непосредственное регулирование движения.
Что бы бороться с авариями, разрабатывать технические нормы эксплуатации автотранспорта, контролировать подготовку и воспитание шофёров, а также вести учёт аварий, анализ их причин, привлекать нарушителей ДТП к ответственности, руководить выдачей номерных знаков, технических паспортов, розыском автомобилей, скрывшихся с места ДТП, 3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР постановлением № 1182 утверждает «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». ГАИ и ОРУД продолжали параллельно существовать в системе НКВД. В 1961 году эти структуры объединили под названием ОРУД-ГАИ, а через два года у организации осталось лишь второе название.
В годы Великой Отечественной войны сотрудники ГАИ осуществляют мобилизацию автотранспорта для нужд фронта, ведут учёт горюче-смазочных материалов, руководят подготовкой военных водителей, проводит выбраковку и списание автомобилей с целью их точного чёта и определения их технического состояния, решают вопросы упорядочения работы автотранспорта.
В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов. Малочисленный штат ГАИ и ОРУДов не мог эффективно противостоять росту числа ДТП. В этой связи на уровне правительства страны и МВД СССР предпринимаются эффективные меры по совершенствованию структуры ГАИ, укреплению её кадрами и внедрению в практику её работы новых научных достижений. На вооружение инспекторов ГАИ поступает новая техника, специальное вооружение, внедряются новые формы и методы работы, особое внимание уделяется работе с детьми и подростками. Развал СССР в какой-то степени приостановил развитие ГАИ. Именно на 1992 год пришёлся пик числа зарегистрированных краж транспортных средств.
15 июня 1998 года Указом Президента РФ ГАИ было преобразовано в ГИБДД и было утверждено новое Положение об этой структуре. Оно расширило полномочия этого органа надзора и дало новый импульс решению проблем безопасности дорожного движения.
Однако это название «не прижилось», и в 2002 году в Указ Президента РФ были внесены изменения, согласно которым наименования ГИБДД и ГАИ стали равнозначными.