Регистрация: 29.05.2011
Адрес: Беларусь, Минск
Сообщений: 637
Сказал(а) спасибо: 754
Поблагодарили 1,740 раз(а) в 386 сообщениях
|
О минской коллекции городского транспорта
Предыстория
Идея создания в Белоруссии транспортного музея витала с середины 1970-х годов. Однако она практиковалась в порядке частной инициативы и потому успеха не имела.
Если кому-то из белорусских коллег может показаться, что минская коллекция городского транспорта возникла сама собой из ниоткуда (или по собственному желанию руководящих работников министерства транспорта) (в ряде белорусских Интернет-ресурсов нередко высказываются такие мнения), то он сильно заблуждается. На это мероприятие были потрачены неимоверные усилия и нервы энтузиастов (увы, зачастую за пределами Минтранса), а также десятилетия упорной работы.
Как создавалась коллекция
В середине 1990-х годов начали предприниматься разрозненные попытки сохранения исторического подвижного состава городского транспорта непосредственно. Велись они энтузиастами-одиночками, были направлены на сохранение конкретных образцов подвижного состава (многие из таких попыток осуществлялись при участии ныне покойного председателя минского клуба «Микромодель» Исмагилова Р. С.). Но устные беседы с чиновниками Министерства Транспорта РБ на предмет исторической значимости тех или иных образцов приводили к нулевым результатам. Заинтересованности у руководства депо и автопарков никакой не было, а потому все исторические образцы беспощадно уничтожались, несмотря на многочисленные обращения любителей транспортной истории с просьбами об их сохранении.
Бесперспективность направления на сохранение выборочных образцов техники стала очевидной. Пришло четкое осознание - нужен музей! Стало также совершенно очевидно, что устными беседами, газетными публикациями и повествованиями о богатых зарубежных музеях и необходимости сохранения нашей технической истории добиться ничего невозможно, т. к. в руководстве структуры и подразделений Минтранса РБ людей, ратующих за сохранение истории не на словах, а на деле, выявлено не было.
С 1999 года начались самые решительные действия по спасению технической истории.
В 1999 – начале 2000 года был сформирован Оргкомитет по созданию Белорусского исторического музея транспорта. Именно так тогда виделось название будущей экспозиции. В состав Оргкомитета вошли порядка 20 человек (в их числе известные и уважаемые люди из числа руководителей предприятий белорусского автопрома БелАвтоМАЗ, Мотовело, РУП «БелНИИТ «Транстехника» (Академия наук РБ), Минтранса РБ, Белорусской федерации старинной автотехники и др.).
С целью создания полноценного музея пошли письма в различные инстанции (Горисполком, Совет Министров, Министерство транспорта) с целью выделения помещения для размещения техники будущего музея.
Вроде, на словах, дело пошло. Везде встречалось «понимание» и «содействие». Но, естественно, только на словах. По вопросу выделения помещения под музейную экспозицию в марте 2000 года из Мингорисполкома был получен отказ, хотя свободных площадей, подходящих для нужд музея на тот момент имелось предостаточно.
Но энтузиасты не сдавались.
Прорабатывались многочисленные варианты, способы и концепции развития будущего музея.
Решающую роль в формировании перечня экспозиции и выработки концепции сыграла Белорусская федерация старинной автотехники «Баретро». Без усилий ее председателя нынешней коллекции просто не существовало бы… Наряду с этим шел поиск и систематизация перспективных и наиболее интересных образцов.
Помимо этого, независимо от федерации огромную работу в данном направлении проделали белорусские поисковики – молодые ребята, объединенные идеей о сохранении технической истории. На собственном энтузиазме. Большинство из них и сегодня присутствует на форуме белорусского транспорта. Без их усилий и созданной ими базы данных было бы довольно сложно систематизировать весь имеющийся подвижной состав, представляющий интерес для истории и впоследствии сделать точный выбор для музейной экспозиции. Этим ребятам сегодня также нужно выразить особую благодарность.
А что же в Минтрансе? А в Минтрансе тоже без «работы» не сидели: методично и целенаправленно уничтожали весь подвижной состав, который представлял историческую ценность. Были уничтожены все троллейкары СВАРЗ ТГ-3. В начале 2000-х годов в АП-1 г. Минска по ул. Маяковского порезали самый старый автобус города – ЛАЗ-695Б. Этот автобус был памятником местного значения. Но это его не спасло.
В 2005 году списали и уничтожили юбилейный 5000-й трамвайный вагон Рижского вагоностроительного завода (РВЗ-6М2 пятого поколения под инв. №465 (первоначальный 441)). Примерно тогда же уничтожили первый вагон минского метрополитена – служебный проходческий вагон серии «Д», который находился в оригинальном состоянии и практически полной заводской комплектности. (Вагон был интересен для уже существовавшего музея Белорусской железной дороги)
На фоне всего этого варварства редким исключением явилось лишь возвращение к 50-летию троллейбусного движения Беларуси в 2002 году к жизни первого троллейбуса Минска МТБ-82Д (сборка – г. Энгельс) в первом троллейбусном депо и машины ЗиУ-5 во втором примерно год спустя.
В середине 2000-х в Минске началась массовая замена подвижного состава. Множество интересных машин, отработавших на маршрутах более четверти века, беспощадно списывалось и уничтожалось…
Тогда же было уничтожено и большинство техники, имевшей высокую историческую значимость. Уцелело лишь то, что по каким-либо причинам не было списано. О сохранении оригинальных запчастей и комплектующих со списанных машин вообще не могло быть и речи …
Многочисленные обращения в Управление транспорта, а впоследствии в Министерство транспорта и коммуникаций по вопросу резервирования и сохранения исторически значимых образцов техники никаких результатов не дали…
В этих условиях шансов что-либо сохранить не представлялось возможным, поскольку вся техника находилась в распоряжении Министерства транспорта.
Чашу терпения переполнило уничтожение самого старого линейного трамвайного вагона Минска – РВЗ-6М (1966 года выпуска) 6 мая 2006 года, по сохранению которого велась работа на протяжении десяти лет. Энтузиастам пришлось за помощью обратиться в Администрацию Президента РБ. Лишь только тогда дело сдвинулось с мертвой точки. На какое-то время в «Минсктрансе» (транспортное предприятие в ведомстве Министерства транспорта и коммуникаций РБ) приостановили тотальное уничтожение.
А 7 сентября 2006 года состоялось совещание у министра транспорта и коммуникаций РБ по вопросу «О предложении создания «Национального технического музея». С целью сохранения раритетной техники Администрацией Президента РБ Совмину РБ были даны соответствующие поручения. В своочередь Советом Министров РБ были даны Поручения от 22 августа 2006 года и от 18 сентября 2006 года.
Была создана рабочая группа по вопросу подготовки концепции создания и развития Национального технического музея и план мероприятий по реализации проекта. А 29 ноября 2006 года прошло заседание по вопросу подготовки концепции создания и развития Национального технического музея. БФСА разработала и представила концепцию создания и развития музея. Так было положено начало формированию музейной коллекции. Надо отметить, что в руководящих кругах КУП «Минсктранс» эти поручения не вызвали восторга. Приказ Генерального директора КУП «Минсктранс» во исполнение этих поручений с самого начала исполнялся ненадлежащим образом. Во многих парках только и ждали удобного момента, чтобы избавиться от музейной техники. Множество машин, определенных заседанием рабочей группы к сохранению для музея, было уничтожено уже в самом начале 2007 года.
Все же, худо-бедно, но удалось собрать неплохую коллекцию. Среди потенциальных экспонатов были и первый троллейбус г. Минска, и первая в истории минского трамвайного движения модель вагона, способного работать по СМЕ – РВЗ-6М2 первого поколения (уже сама по себе уникальная машина, т. к. к тому времени других сохранившихся образцов уже не наблюдалось.), это и уникальные образцы автобусов МАЗ-105 с заводским номером 0000001 и самый первый выпущенный автобус Ikarus-435 (заводской номер 001), троллейбусы ЗиУ-9Б 1973 года выпуска – один из двух на тот момент комплектных сохранившихся в мире образцов, а также последний комплектный «Киев-11», первый троллейбус МАЗ, первый троллейбус Белкоммунмаш АКСМ-101, первый в истории белорусский дуобус особо большой вместимости АКСМ-333, первая белорусская разработка трамвая АКСМ-1. Практически в аутентичном состоянии сохранялся первый поезд минского метро: четыре вагона 9301-9738-9737-9302 и многие-многие другие машины.
Но эйфория длилась недолго. Вскоре дело снова заглохло. С конца 2008 года и по начало 2010-го было уничтожено или варварски переделано в служебные (попросту – уничтожено) большинство музейных трамвайных вагонов. В их числе первая минская Татра Т-3М (Т6Б5) инв. №001, РВЗ-6М2 первого поколения, РВЗ-ДЭМЗ, ранний и единственный в Минске УКВЗ КТМ-8 (71-608К). Предпринималась попытка досрочного списания и уничтожения вагона АКСМ-1.
В 2009 уничтожили ранний ЗиУ-9Б, первый МАЗ-105 и множество других ценных экземпляров. Примерно в то же время сдали на лом первый АКСМ-101…
В конце 2000-х в перовом минском метропоезде демонтировали и уничтожили все заводские интерьеры, сохранявшиеся практически в идеальном состоянии и заводской комплектации, включая литые заводские таблички.
А с конца 2011 года уничтожение музейной техники приняло катастрофические масштабы. С декабря 2011 года по февраль 2012 года уничтожены: ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-697, один из двух ранних КТГ (ТГ-22), ЗиУ-682В (инв. №2332), РВЗ-6М2 четвертого поколения (499, бывш. 390), «Киев-11» и «Ikarus-435».
Ряд машин, сохранявшихся в неплохом состоянии, буквально довели до ручки (ЮМЗ-Т1, «Ikarus-260.37» и т. п.).
Печальный опыт подсказывает, что на «достигнутом» в Минсктрансе не остановятся.
Вот такая история…
Письма в поддержку – это очень хорошо и нужно. И чем больше – тем лучше.
Однако федерация старинной автотехники образцами городского транспорта не владеет. Все они – собственность КУП «Минсктранс» и находятся на его территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Обращаться в Министерство транспорта и коммуникаций РБ с письмами в поддержку сохранения техники считаю занятием бесперспективным.
Заваливать такими письмами нужно Минский городской исполнительный комитет, а еще лучше и правильнее – Администрацию Президента Республики Беларусь. Эта инстанция может повлиять на ситуацию более действенно.
Очень хотелось, чтобы вся экспозиция осталась в Минске, однако реальность, увы, не вселяет оптимизма. Хотя б уж где-нибудь эта техника сохранилась… Главное, не дать ей пропасть…
|