Показать сообщение отдельно
Старый 10.04.2010, 05:13   #13
stoyan
 
Аватар для stoyan
Регистрация: 14.07.2007
Сообщений: 679
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 454 раз(а) в 189 сообщениях
Альбомов(фоток): 1(3)
По умолчанию ГОРНЫЙ ПАХАРЬ НА ОДНОЙ ГУСЕНИЦЕ

ГОРНЫЙ ПАХАРЬ НА ОДНОЙ ГУСЕНИЦЕ

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ОДНОГО ИЗ СОВХОЗОВ ГРУЗИИ Д. В. ЦАГАРЕЙШВИЛИ СПРОЕКТИРОВАЛ И ИЗГОТОВИЛ ИЗ СТАНДАРТНЫХ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРАКТОР (а. с. № 399402), КОТОРЫЙ МОЖЕТ РАБОТАТЬ НА СКЛОНАХ С УГЛОМ ДО СОРОКА И БОЛЕЕ ГРАДУСОВ. «ГРУЗСЕЛЬХОЗТЕХНИКА» ОДОБРИЛА ИЗОБРЕТЕНИЕ, НО ДО СИХ ПОР НЕ ДОБИЛАСЬ, ЧТОБЫ СДЕЛАЛИ ЗАВОДСКОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ.

Как назло, в Грузии с ее райским климатом 92% всей территории — горные районы. Подсчитано, что, освоив участки с крутизной лишь до 10 градусов, дополнительно получили бы более 7 тыс. т ллодов, 50 тыс. т чайного листа, 100 тыс. т кукурузы и пшеницы. Если же освоить склоны с крутизной до 20 градусов, то эти цифры увеличатся в три-четыре раза. Для горного земледелия нужна своя техника.
Предпринимались попытки переделать серийные тракторы в горные.

Понижали центр тяжести машины, увеличивали ширину колеи, навешивали всевозможное вспомогательное оборудование. Но чтобы борозда и след машины не стали руслом дождевых потоков, провоцирующих эрозию почвы, они должны идти поперек склона. А сильный боковой крен для обычной техники — опасное трюкачество. Пришлось проектировать специальные машины.

В 1971 году группа конструкторов и инженеров была удостоена Государственной премии за создание горного трактора Т-50К— колесного универсального склонохода (см. статью «Смотрите: не падает!», ИР, 11, 65).

На склонах до 20° автоматы-стабилизаторы удерживали основную часть машины в строго вертикальном положении. При этом колеса трактора с одной стороны автоматически смещались вниз, с другой — вверх. И все-таки трактор немного сползал, след и борозда виляли.
Тогда каждое ведущее колесо снабдили двумя дисками. В критический момент диски-фрезы автоматически вдавливаются в почву и противодействуют сползанию агрегата. Трактор пошел прямее.

Д. В. Цагарейшвили проблемы горного земледелия близки. Он житель гор, он специалист по сельским машинам. Проанализировав все, что было создано в этой области, инженер-механизатор пришел к оригинальной мысли, сделать трактор колесно-гусеничным, гибридным. Четыре колеса и одну гусеницу. На бумаге получилось.

Чтобы проверить в натуре, Цагарейшвили стал коллекционировать всевозможные железяки и выпрашивать некондиционные запчасти. Его собственный двор превратился в склад Вторчермета, и он приступил к сборке. Без чертежей, экспромтом.

И вот двигатель СДМ-1, позаимствованный от серийного трактора ДТ-75, опоясался единственной гусеницей. По бокам — четыре вспомогательных колеса. Со стороны уклона — по упорному диску у колес. Спереди и сзади — по два рабочих орудия-плуга. Оси колес, диски шарнирно соединяются с рамой, гидросистемы могут перемещать их вверх и вниз.

Когда все железяки встали по местам, занял место и конструктор. Он не без удобства расположился между парой рабочих орудий и гусеницей. Пошумев, машина, на удивление соседям, двинулась к ближайшему косогору, на который, если не считать лошадь с плугом, никакая механизация не взбиралась.

Вскарабкавшись повыше, трактор разворачивается и идет по горизонтали. Тракторист включает по одному плугу. Передний делает первую борозду. По ней пойдет гусеницэ. Вспомогательные колеса ориентируют машину в горизонтальной плоскости. Специальные диски, смонтированные параллельно колесам, врезавшись в почву, удерживают трактор от сползания. Задний плуг «заметает» следы гусеницы. Достигнув конца участка, Цагарейшвили отключает работающую пару плугов и включает другую. Включив реверс и сместившись на ширину гона ниже, машина идет в обратный путь, «погнав» очередную полосу.

Гибрид Цагарейшвили уверенно тарахтел на склонах крутизной до 40 градусов. А качество обработки! Так еще никогда не пахали эти земли. Ширину захвата и глубину вспашки впервые удалось выдерживать постоянными. Себестоимость работ на гектаре крутых склонов снижается на 26,43 рубля. Естественно, что, спустившись с гор, гибрид сможет работать и на равнинах. Здесь к нему можно прицепить и больше рабочих органов.

Если новый трактор пойдет в серию, его вид, надо думать, станет менее экзотическим. Первый ведь как изготавливался: один человек собирал его чуть ли не на коленях.

Опытный образец заводского изготовления наверняка будет не только эстетичнее, но и более работящий. В мае 1970 года вопрос о тракторе для работы на крутых склонах обсуждался на заседании научно-технического совета республиканского объединения «Грузсельхозтехника» при Совете Министров Грузинской ССР. Совет рекомендовал автору подать заявку в Комитет по делам изобретений и открытий. На заседании было утверждено составить техдокументацию и изготовить экспериментальный образец. Но вот и авторское получено, а опытного образца все нет.

А. ЕРМОЛАЕВА, инженер

Внешне конструкция получилась не совсем изящной, но пока не об этом забота. Главное, чтобы агрегат брал высоту и мог там исправно работать.

Д. В. Цагарейшвили понадобился год, чтобы в одиночку спроектировать и собрать горный трактор. Опыт изобретателя может оказаться поучительным для научных институтов.
Миниатюры:
IR_1975-04_.jpg   IR_1975-04_1.jpg   399402.PNG  


Последний раз редактировалось stoyan; 10.04.2010 в 05:17.
stoyan вне форума   Цитата