Показать сообщение отдельно
Старый 28.03.2010, 18:38   #10
stoyan
 
Аватар для stoyan
Регистрация: 14.07.2007
Сообщений: 679
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 454 раз(а) в 189 сообщениях
Альбомов(фоток): 1(3)
По умолчанию ПОДВОДНЫЙ БУЛЬДОЗЕР

1987
ПОДВОДНЫЙ БУЛЬДОЗЕР ЖДЕТ СВОЕГО ЧАСА

МАШИНА, ЗАМЕНЯЮЩАЯ ВОДОЛАЗОВ, ВЫНУЖДЕННЫХ ВРУЧНУЮ РАСЧИЩАТЬ ДНО, РЖАВЕЕТ НА БЕРЕГУ.
Доцент Одесского инженерно-строительного института В. Лобанов, только что вернувшись из годичной командировки в Делтфский технологический университет в Голландии, где вел исследования процессов резания грунта на дне моря, снова попал «на дно». Его кафедра участвовала в дноуглубительных работах. Неоднократно, надев акваланг, Лобанов присматривался к работе водолазов. Они собирали камни в корзины и вручную переносили их, освобождая дно. Земснаряд со скальным грунтом не всегда справится, да и оправдает себя только при очень больших объемах работ.
К Лобанову обратились из треста Южгидроспецстрой. Дело в том, что подводный взрыв провели неудачно. Нельзя ли разработать машину для расчистки камней под водой на глубине шесть метров? Лобанов с начальником экспериментального участка С. Наместниковым засели за работу. Получился некий подводный рыхлитель — станина, по которой ходит взад-вперед балка с укрепленным на конце ножом вроде резца поперечно-строгального станка. Но балка поворачивается вокруг оси машины, так что расчищает круг на дне. Управляется рыхлитель с понтона, привод гидравлический, дизель и гидромотор стоят также на понтоне.
Построить такую машину в мастерских экспериментального участка было не просто. Рабочих чертежей авторы сделать не могли, обошлись эскизами. Заразили своим энтузиазмом не только рабочих, сооружавших машину, но и посторонний завод «Стройгидравлика» — там помогли получить гидропривод, а заводские конструкторы даже кое-что просчитали.
Планировщик построен, испытан... и не понадобился. На участке, для которого он был предназначен, «к сожалению», произвели успешный взрыв, и надобность в планировщике отпала. Теперь, говорят, придумайте подводный бульдозер. Ладно. Взяли шасси от экскаватора, привод — гидромотор, спереди нож-отвал... Но как управлять им под водой? В первоначальном варианте на шасси бульдозера устанавливалась кабина оператора. Сама кабина, естественно, герметичная, была связана шарнирной трубой с понтоном, плавающим на поверхности. Причем внутри трубы находился трап, по которому оператор опускался под воду. Бульдозер, передвигаясь по дну, тащил трубу за собой.
Однако испытания выявили много минусов такой схемы. Например, ограничение глубины. А если бульдозер провалится в яму на дне, то может
утащить за собой под воду и понтон! Тогда попробовали соединение гибкими шлангами, а водителем пусть будет водолаз-оператор. Разумеется, первую пробу в качестве оператора в акваланге произвел сам Лобанов. Но при движении бульдозера со дна поднялась такая муть, что ничего не было видно.
Вернулись к идее дистанционного управления. Самым простым оказалась геодезическая мачта-шест, устанавливаемая на бульдозере и конец которой торчал над водой. По шесту было видно, в каком направлении движется под водой машина и, приближенно, на какой глубине. Более подробную информацию давали датчики, установленные на шасси.
Начались испытания машины (а. с. № 730 934). В принципе все было ничего, но изобретатели видели слабые места механического водолаза и собирались его модернизировать. Тут, однако, начались испытания куда более суровые. Дело в том, что трест Южгидроспецстрой разрешил на своей базе делать и испытывать бульдозер потому, что ему запланировали большой объем берегоукрепительных работ. Необходимых плавсредств у треста не было, и подводный бульдозер мог бы пригодиться. Неожиданно эти работы передали Черноморгид-рострою. Лобанов — туда: возьмите бульдозер. Ему отвечают: доведите машину, тогда посмотрим. Но ни своего КБ, ни экспериментального завода у изобретателей нет. Они обратились в Гидропроект, спроектировавший для Ленинграда дамбу, защищающую город от наводнения. Работы там ведутся на мелководье, и бульдозер мог бы пригодиться. Тот же ответ: доведите, тогда посмотрим. В Новороссийскморстрое тот же прием...
Неожиданно Лобанова вызвали в Мингазпром: такая машина нужна для некоторых работ. Министерство мощное. Направили его в ОКТБ Союзморнефте-газ. Думал, сильное КБ — и чертежи разработают, и опытный образец смогут сделать и испытать. Выслушали его внимательно и сказали, что нужен бульдозер, способный работать на глубине... 200 метров. С тем и ушел. Дело было в 1979 году. Бульдозера, способного работать на такой глубине, нет и по сей день.
А бульдозер Лобанова и Наместникова мирно ржавеет на берегу. Изобретатели мечтают, чтобы Южгидроспецстрою снова дали большой объем берегоукрепительных работ. Может, вы получили такой заказ? Рекомендуем связаться с авторами.
Л. ЛАЗАРЕВ

Схема соединения бульдозера с плавучими или береговыми дноуглубительными сооружениями.

Лобанов и Наместников у своего бульдозера вместе с энтузиастами-сборщиками.
Миниатюры:
IR_5-1986.jpg  
stoyan вне форума   Цитата
Сказал cпасибо:
USIK (23.05.2010)