Показать сообщение отдельно
Старый 17.05.2025, 13:03   #2204
AlekseyS69
 
Аватар для AlekseyS69
Регистрация: 02.07.2008
Адрес: Калуга
Сообщений: 1,872
Сказал(а) спасибо: 1,912
Поблагодарили 9,453 раз(а) в 1,346 сообщениях
По умолчанию ГАЗ-ААА (Двигатель)

Второй моделью семейства "Полуторки", производства ленинградского завода "Двигатель" стал трëхосный грузовик:

ГАЗ-ААА (Двигатель)

Проблема дорОг стала для нашей страны извечной - такую обширную территорию просто невозможно покрыть сколько-нибудь достаточной дорожной сетью. По этому, автомобили повышенной проходимости всегда были для нас насущной необходимостью. Естественно, прорабатывался этот вопрос и перед началом массового выпуска автомобилей в СССР. Особенную важность имело снабжение автомобилями повышенной проходимости нашей армии - РККА. Ведущий научно-исследоваиельский институт автомобильной промышленности, НАТИ, разработал версии повышенной проходимости всех базовых грузовых автомобилей советского производства: ГАЗ-АА, АМО-3 и Я-5.

Способов повышения проходимости автомобилей было известно несколько: увеличение количества ведущих осей, снабжение автомобиля гусеничным движителем и создание полноприводной конструкции. Последний способ был связан с созданием довольно сложного в производстве шарнира равных угловых скоростей (ШРУС), обеспечивающего передачу крутящего момента к управляемым колëсам. К началу 30-х годов ещё велись поиски оптимальной конструкции этого узла. Остальные два варианта, в те годы, представлялись более простыми по технике и технологии, по ним и пошли разработчики.

Касательно "Форда-АА", американского прототипа нашей "Полуторки", в США, специализированные фирмы выпускали комплекты для переделки автомобиля в 3-осный вариант. Например, фирма "Тимкен", задняя 2-осная тележка которой, была принята за основу нашими разработчиками. Конструкторы НАТИ экспериментировали с различными типами главной передачи мостов: червячной и гиппоидной. Наконец, конструкция тележки была оптимизирована и, уже в 1933 году, началось серийное производство 3-осной модели "ГАЗ-ААА", или, чтобы не "акать", в обиходе - "ГАЗ-три-А".

Новая 3-осная машина сразу же нашла широкое применение в Армии. Поставлялась ли она в народное хозяйство, не знаю, думаю, что нет - весь "тираж" поглощался РККА. Помимо, собственно, базового грузовика, машина стала носителем спецоборудования и вооружения. Зенитные установки, топливозаправщики, аппаратные связи, ремонтные мастерские, артиллерийские тягачи, аэростартëры и даже штабные автобусы. Шасси "ГАЗ-ААА" стало основой бронеавтомобиля "БА-6", вооружëнного пушкой в танковой башне "БТ-7".

Во время Великой Отечественной войны, из-за прекращения выпуска шасси "ЗИС-6", на шасси "ГАЗ-ААА", какое-то время, даже устанавливались легендарные "Катюши". Правда, для этой роли шасси "Полуторки" подходило плохо, и при первой же возможности, стали применять подходящие шасси импортных грузовиков, поставлявшихся по Ленд-лизу. Выпуск "ГАЗ-ААА" завод прекратил в 1943 году. В ту пору в войсках уже вовсю применялись "Студебеккеры" и его "ленд-лизовские" аналоги, и выпуск довольно сложной "трëхоски" на ГАЗе терял смысл. К тому же, завод подвергся жестокой бомбардировке, и с трудом поддерживал производство.

Ну а теперь, собственно, о модели. Как я уже сказал, "ГАЗ-ААА" стал второй моделью семейства "Полуторки", освоенной в производстве заводом "Двигатель". Еë выпуск начался в 1983 году, и часть метаморфоз базовой модели "трëхоска" избежала. Модель начала выпускаться сразу на цельнолитых пластиковых колëсах, хотя очевидцы утверждают, что первые партии щли ещё со съëмными шинами. Кузов крепился на зацепе в окне рамы, спереди он фиксировался кабиной.

Изюминкой модели, как и у прототипа, являлась подвижная задняя тележка. Такой "Полуторкой", наверное, интересно было играть. Правда, о существовании такой модели, для меня, говорила только картинка на коробке "ГАЗ-60", саму модель я увидел лишь на картинке, на задней странице обложки журнала " Моделист-конструктор".

До конца выпуска в 1996 году особых изменений модель не претерпевала. В конце 80-х, когда началась чехарда с ценами, завод был вынужден убрать цену со вставка в заднем свесе рамы. Вместо неë появилась надпись "made in USSR", которая в 90-х годах была убрана.

Для меня это первая ленинградская модель "ГАЗ-ААА". Долгое время я игнорировал еë, потому что на полке стояли отличные модели от "Нашего автопрома". Теперь же, решил восполнить пробел в истории отечественного модельпрома, и не пожалел. Мне удалось, довольно недорого, приобрести очень прилично сохранившийся экземпляр. Это - вполне рядовая модель середины-конца 80-х годов. С более поздними, постсоветскими, экземплярами я побоялся связываться ввиду их большой склонности к цинковой чуме.

Мой экземпляр очень хорошо сохранился. Модель - комплектная, неигранная, без механических повреждений. ЛКП в приличном состоянии, глянцевое, без заметных сколов, царапин и потëртостей. Пластик кузова - невыгоревший на солнце. Модель имеет открывающиеся дверцы кабины. Ради интереса, покатал модель по столу, через препятствия, чтобы насладиться работой задней подвески. Зачëт!

По детализации, модель не отличается от базовой "Полуторки", с которой она унифицирована. По части копийности я особо распространяться не буду, в коллекционерской среде она характеризуется термином "по мотивам". Но, как и в случае с базовой "Полуторкой", копийность модели сейчас особого значения не имеет. Эта модель - исторический артефакт, элемент истории отечественного моделестроения. Чем, собственно, модель и ценна.
.
Миниатюры:
ГАЗ-ААА (Двигатель)   20250322-1.jpg   ГАЗ-ААА (Двигатель)   20250322-2.jpg   ГАЗ-ААА (Двигатель)   20250322-3.jpg  

ГАЗ-ААА (Двигатель)   20250322-4.jpg   ГАЗ-ААА (Двигатель)   20250322-5.jpg   ГАЗ-ААА (Двигатель)   20250322-6.jpg  

ГАЗ-ААА (Двигатель)   20250322-7.jpg   1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-01.jpg   1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-02.jpg  

1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-03.jpg   1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-04.jpg   1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-05.jpg  

1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-06.jpg   1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-07.jpg   1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-08.jpg  

1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-09.jpg   1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-10.jpg   1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-11.jpg  

1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-12.jpg   1934-41 ГАЗ-ААА   20250430-13.jpg  
__________________
С уважением, Алексей.

Моя визитная карточка: http://rcforum.su/showthread.php?t=1641
Мои последние приобритения: http://rcforum.su/showthread.php?t=2304
AlekseyS69 вне форума   Цитата
Сказали cпасибо (9):
ALE-Ikarus (18.05.2025), kitt409 (04.06.2025), LANTAL (21.05.2025), LELIK_38 RUS (31.05.2025), Maksus (27.05.2025), Michail (17.05.2025), Seras (18.05.2025), ViPer (17.05.2025), Коллекционер из Донецка (14.06.2025)