Регистрация: 02.07.2008
Адрес: Калуга
Сообщений: 1,872
Сказал(а) спасибо: 1,912
Поблагодарили 9,453 раз(а) в 1,346 сообщениях
|
ГАЗ-ААА (Двигатель)
Второй моделью семейства "Полуторки", производства ленинградского завода "Двигатель" стал трëхосный грузовик:
ГАЗ-ААА (Двигатель)
Проблема дорОг стала для нашей страны извечной - такую обширную территорию просто невозможно покрыть сколько-нибудь достаточной дорожной сетью. По этому, автомобили повышенной проходимости всегда были для нас насущной необходимостью. Естественно, прорабатывался этот вопрос и перед началом массового выпуска автомобилей в СССР. Особенную важность имело снабжение автомобилями повышенной проходимости нашей армии - РККА. Ведущий научно-исследоваиельский институт автомобильной промышленности, НАТИ, разработал версии повышенной проходимости всех базовых грузовых автомобилей советского производства: ГАЗ-АА, АМО-3 и Я-5.
Способов повышения проходимости автомобилей было известно несколько: увеличение количества ведущих осей, снабжение автомобиля гусеничным движителем и создание полноприводной конструкции. Последний способ был связан с созданием довольно сложного в производстве шарнира равных угловых скоростей (ШРУС), обеспечивающего передачу крутящего момента к управляемым колëсам. К началу 30-х годов ещё велись поиски оптимальной конструкции этого узла. Остальные два варианта, в те годы, представлялись более простыми по технике и технологии, по ним и пошли разработчики.
Касательно "Форда-АА", американского прототипа нашей "Полуторки", в США, специализированные фирмы выпускали комплекты для переделки автомобиля в 3-осный вариант. Например, фирма "Тимкен", задняя 2-осная тележка которой, была принята за основу нашими разработчиками. Конструкторы НАТИ экспериментировали с различными типами главной передачи мостов: червячной и гиппоидной. Наконец, конструкция тележки была оптимизирована и, уже в 1933 году, началось серийное производство 3-осной модели "ГАЗ-ААА", или, чтобы не "акать", в обиходе - "ГАЗ-три-А".
Новая 3-осная машина сразу же нашла широкое применение в Армии. Поставлялась ли она в народное хозяйство, не знаю, думаю, что нет - весь "тираж" поглощался РККА. Помимо, собственно, базового грузовика, машина стала носителем спецоборудования и вооружения. Зенитные установки, топливозаправщики, аппаратные связи, ремонтные мастерские, артиллерийские тягачи, аэростартëры и даже штабные автобусы. Шасси "ГАЗ-ААА" стало основой бронеавтомобиля "БА-6", вооружëнного пушкой в танковой башне "БТ-7".
Во время Великой Отечественной войны, из-за прекращения выпуска шасси "ЗИС-6", на шасси "ГАЗ-ААА", какое-то время, даже устанавливались легендарные "Катюши". Правда, для этой роли шасси "Полуторки" подходило плохо, и при первой же возможности, стали применять подходящие шасси импортных грузовиков, поставлявшихся по Ленд-лизу. Выпуск "ГАЗ-ААА" завод прекратил в 1943 году. В ту пору в войсках уже вовсю применялись "Студебеккеры" и его "ленд-лизовские" аналоги, и выпуск довольно сложной "трëхоски" на ГАЗе терял смысл. К тому же, завод подвергся жестокой бомбардировке, и с трудом поддерживал производство.
Ну а теперь, собственно, о модели. Как я уже сказал, "ГАЗ-ААА" стал второй моделью семейства "Полуторки", освоенной в производстве заводом "Двигатель". Еë выпуск начался в 1983 году, и часть метаморфоз базовой модели "трëхоска" избежала. Модель начала выпускаться сразу на цельнолитых пластиковых колëсах, хотя очевидцы утверждают, что первые партии щли ещё со съëмными шинами. Кузов крепился на зацепе в окне рамы, спереди он фиксировался кабиной.
Изюминкой модели, как и у прототипа, являлась подвижная задняя тележка. Такой "Полуторкой", наверное, интересно было играть. Правда, о существовании такой модели, для меня, говорила только картинка на коробке "ГАЗ-60", саму модель я увидел лишь на картинке, на задней странице обложки журнала " Моделист-конструктор".
До конца выпуска в 1996 году особых изменений модель не претерпевала. В конце 80-х, когда началась чехарда с ценами, завод был вынужден убрать цену со вставка в заднем свесе рамы. Вместо неë появилась надпись "made in USSR", которая в 90-х годах была убрана.
Для меня это первая ленинградская модель "ГАЗ-ААА". Долгое время я игнорировал еë, потому что на полке стояли отличные модели от "Нашего автопрома". Теперь же, решил восполнить пробел в истории отечественного модельпрома, и не пожалел. Мне удалось, довольно недорого, приобрести очень прилично сохранившийся экземпляр. Это - вполне рядовая модель середины-конца 80-х годов. С более поздними, постсоветскими, экземплярами я побоялся связываться ввиду их большой склонности к цинковой чуме.
Мой экземпляр очень хорошо сохранился. Модель - комплектная, неигранная, без механических повреждений. ЛКП в приличном состоянии, глянцевое, без заметных сколов, царапин и потëртостей. Пластик кузова - невыгоревший на солнце. Модель имеет открывающиеся дверцы кабины. Ради интереса, покатал модель по столу, через препятствия, чтобы насладиться работой задней подвески. Зачëт!
По детализации, модель не отличается от базовой "Полуторки", с которой она унифицирована. По части копийности я особо распространяться не буду, в коллекционерской среде она характеризуется термином "по мотивам". Но, как и в случае с базовой "Полуторкой", копийность модели сейчас особого значения не имеет. Эта модель - исторический артефакт, элемент истории отечественного моделестроения. Чем, собственно, модель и ценна.
.
|