Показать сообщение отдельно
Старый 01.06.2024, 10:09   #2127
AlekseyS69
 
Аватар для AlekseyS69
Регистрация: 02.07.2008
Адрес: Калуга
Сообщений: 1,866
Сказал(а) спасибо: 1,910
Поблагодарили 9,407 раз(а) в 1,340 сообщениях
По умолчанию Руссо-Балт С 24-40 Торпедо 1912 (Тантал А-22)

Недавно я приобрëл себе "повозиться" пару подубитых моделей. Одной из них стал:

Руссо-Балт С 24-40 Торпедо 1912 (Тантал А-22)

Традиционно, представление модели я хочу начать с краткой исторической справки по истории прототипа:

С самого момента принятия решения о производстве автомобилей, на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ), правление предприятия очень расчитывало на государственные заказы. К сожалению, налоговое законодательство в Российской Империи не способствовало развитию автомобильного производства - гораздо выгоднее было импортировать автомобили и торговать ими. Помочь становлению производства могло Государство, на что и расчитывал завод. Государство же, в свою очередь, пристально следило за новым производством, а завод, соответственно, готовился к выполнению Госзаказа.

Первым значительным заказом Военного ведомства стала партия штабных автомобилей типа "С 24/30 НР ", выпущенных в 1912 году в рамках 7-й производственной серии. Автомобили были оснащены открытыми кузовами "торпедо" со складным "американским" верхом. В отличие от гражданских машин, на "Русско-Балтийском" по заказу Военного ведомства борта кузова наращивались специальными панелями - "штабиками", которые закрывали фигурный вырез по верхней кромке кузова. Таким образом улучшалась защита пассажиров от дорожной грязи и непогоды. Для хранения этих панелей в подножках были выполнены специальные кофры. Боковины тента могли закрываться специальными остеклëнными пологами. Так же характерной деталью штабного "Руссо-Балта" являлась дополнительная фара, установленная на торпедо, перед ветровым стеклом. Светотехника работала тогда на газе, вырабатываемом ацетиленовым генератором, расположенным на подножке. Часть машин оснащалась специальной корзиной для шашек на левой подножке. Глядя на офицерскую униформу тех лет, становится понятным, что без этого нехитрого устройства комфортабельно разместиться в автомобиле было невозможно. Машины по заказу Военного ведомства окрашивались в травянисто-зелëный цвет, принятый тогда для военной техники.

В остальном конструкция машины полностью соответствовала гражданскому варианту. Напомню, что в качестве основы РБВЗ выбрал конструкцию автомобиля модели "CF 24/30" бельгийской фирмы "Fondu". Фирма являлась давним партнёром РБВЗ, по этому при расширении ассортимента продукции рижане обратились к бельгийцам, незадолго до этого решавшим аналогичную задачу. В целом выбор оказался удачным - машина имела классическую конструкцию, основанную на лонжеронной раме и зависимых рессорных подвесках колëс. Задняя, при этом, имела дополнительную поперечную рессору, повышавшую плавность хода на плохих дорогах. Двигатель 4-цилиндровый, 4-тактный, жидкостного охлаждения. Цилиндры отливались попарно, имели несъëмную головку с Т-образной камерой сгорания и боковыми клапанами. Картер и поддон отливались из аллюминия. При рабочем объëме 4,5 литра двигатель развивал мощность в 30 л.с. Карбюратор изначально устанавливался системы "Зенит", позднее РБВЗ применял прибор собственной конструкции. Зажигание осуществлялось от магнето "Бош". Сцепление - конусное, обшитое кожей. Коробка передач - 3-ступенчатая, имевшая передачу заднего хода. Передача крутящего момента на ведущие колëса - карданная, в отличие от распространëнной ещё тогда цепной пепедачи. Тормозная система состояла из стояночного тормоза, действовавшего от рычага на барабаны задних колëс и рабочего, действовавшего от педали на барабан выходного вала КПП. Система немного отличалась от принятой в наше время. Топливный бак располагался в заднем свесе рамы, топливо из него подавалось под давлением подводившихся в бак выхлопных газов. Система смазки двигателя оснащалась индикаторными трубками - "маслëнками", с помощью которых шофëр мог отслеживать и регулировать процесс смазки. Маслянный бак располагался внутри рамы, под полом кузова. Автомобили "Русско-Балтийский" оснащались кузовами различных типов собственного производства, для чего в 1910 г. была приобретена фабрика Петра Фрëзе.

Конструкция машины хорошо подходила для наших непростых дорожных условий. Автомобили "Русско-Балтийский' показали себя достаточно надëжными, прочными и выносливыми. Этот факт неоднократно доказывал известнейший российский энтузиаст автомобилизма - Андрей Платонович Нагель. На своëм "Руссо-Балте" он совершал продолжительные пробеги, как по территории России, так и за границу. Стоит отметить, что за 4 года его "Руссо-Балт", с заводским серийным номером 14, "намотал" более 80 тыс. км. пробега, при этом не потребовав сколь-нибудь существенного ремонта. Иным современным машинам такое не под силу, а учитывая по каким дорогам тогда ездил этот "Руссо-Балт", этот факт, тем более, вызывает уважение.

Правда, предубеждениек отечественному автомобилю в обществе, равно как и в наше время, было высоко, по-этому большинство автомобилистов предпочитало приобретать импортные автомобили. Тем более цену на "Русско-Балтийский" не удавалось сделать конкурентной. Автомобили "Русско-Балтийский" стали уделом немногих патриотов, не только на словах преданных Родине, но и готовых "поддержать рублëм" отечественное производство. По этой причине РБВЗ долгое время не удавалось довести объëм производства автомобилей до значительных величин. Тут, очень кстати, подоспели Госзаказы, по которым и было выпущено большинство "Руссо-Балтов".

В первую очередь новые штабные "Руссо-Балты" попали в Учебную автомобильную роту, созданную специально для освоения автомобилей в Армии. В те годы это подразделение было неким аналогом современных научно-исследовательских институтов (НИИ), где производились изучение различных конструкций автомобилей, разработка методик их применения, обслуживания и ремонта, выработка специальных требований к конструкции армейских автомобилей. Дело это тогда было новое - автомобиль только-только стал превращаться из дорогой "игрушки для богатых" в практичное средство передвижения. Начинать приходилось практически с нуля.

Первым серьёзным испытанием для "Руссо-Балта" на военной службе, стало участие в испытательном пробеге "грузовозов", проводившемся в 1912 г. В ходе этого автопробега грузовики разных заграничных фирм подвергались всевозможным испытаниям с целью определения наиболее подходящих для нужд Военного ведомства конструкций. "Руссо-Балты" участвовали в пробеге вне зачëта, в качестве машин сопровождения. "Русско-Балтийские" достойно вынесли испытания, и поставки машин в Военное ведомство были продолжены. Помимо героя сегодняшнего моего повествования, в Армию поставлялись машины "младшей" серии "К", автомобили типа "С" производственных серий 12, 13, 13 бис и 18, грузовики типов "М" и "Т". На базе автомобилей типа "С 24/40" были построены первые отечественные бронеавтомобили. Автомобили этой же модели использовались как шасси для монтажа генератора для питания мобильных прожекторных установок. На шасси грузовиков типа "Т" монтировались противоаэропланные пушки, а грузовики типа "М" выступали в роли "зарядных ящиков" к ним.

И всë-таки автомобили "Русско-Балтийский" составляли в РИА лишь "каплю в море" разномастных армейских автомобилей заграничных фирм - слишком мал был объëм их выпуска. В целом, около 70% из порядка 600 выпущенных автомобилей РБВЗ, были поставлены в Военное ведомство. В 1915 году РБВЗ был эвакуирован из Риги в подмосковные Фили, где экстренно стали строить новый большой специальный автомобильный завод, но не срослось. Настало революционное лихолетье. В начале 20-х завод выпустил партию модернизированных "Руссо-Балтов" модели "С 24/40", на чëм их история окончательно закончилась.

Ну а теперь, собственно, о масштабной модели. Она хорошо известна коллекционерам, у многих из нас, включая меня самого, в собраниях такая модель есть. Выпуск модели начат в 1978 году. Из особенностей ранних моделей - стекло в окне задней стенки тента, сиденья из красного, а позднее коричневого, пластика и надпись "Сделано в СССР" на пластиковой детали топливного бака на донце. Небольшие партии моделей оснащались шикарными покрышками белого цвета. В дальнейшем, в 1980 г., надпись на дне изменили на "Made in USSR" и переместили на подножку. Чуть позже, в 1983 г., поменялся шрифт этой надписи на более крупный. Материал сидений, в период смены надписей, изменился на капрон, а позднее - белый пластик. Выпуск "номерных" моделей, с указанием номера "А-22" завершился в 1987 г. В дальнейшем модель выпускалась без номера. Визуально кузов "постномерных" моделей можно определить по более коротким дверным петлям. В 90-х годах проводился эксперимент по замене материала модели с металла на пластик, с целью уменьшения издержек производства, за счëт исключения операции окрашивания деталей модели. Но, видимо, результат саратовцев не удовлетворил, и была выпущена лишь небольшая партия таких моделей. Сегодня они являются большой редкостью. Модель выпускалась до самого окончания производства моделей в Саратове и Марксе в 2012 г.

Судя по нарощенным "штабиками" бортам кузова, объëмным кофрам в подножках и дополнительной третьей фаре на торпедо, в качестве прототипа модели саратовцами был взят именно "Руссо-Балт" модели "С 24/30 НР", оснащëнный кузовом "торпедо" и складным "американским" тентом, выпущенный в 1912 году по заказу Военного ведомства в рамках 7-й производственной серии. Из типичного для прототипа оснащения на модели не хватает запасных колëс, брезентового фартука под радиатором да корзины для шашек на левой подножке. Правда, Эксперты утверждают, что фартук и корзина - атрибуты машин, участвовавших в Пробеге грузовозов 1912 года. За то, саратовцы реализовали на модели "лишнюю" переднюю дверцу по правому борту кузова, которой на прототипе не было. В этом месте, снаружи кузова, располагаются рычаги переключения передач и тормоза, а так же запаски, что делает невозможным открывание дверцы.

Чтобы сделать модели привлекательнее, саратовцы красили их во все доступные в производстве цвета, и их комбинации (кузов / шасси с крыльями и подножками). Исторически достоверным же является только травянисто-зелëный цвет, в который окрашивались в ту пору автомобили, изготовленные по заказу Военного ведомства. С некоторой натяжкой, можно предположить, что модель копирует экземпляр автомобиля "военного типа", заказанный частным лицом. Но даже в таком случае, сомневаюсь, что РБВЗ мог в те годы обеспечить то буйство красок, что встречается на саратовских моделях. Ещё одним элементом, ухудшающим копийность и достоверность модели, но при этом, делающий более еë презентабельной в качестве сувенира, стали "позолоченные" колëсные диски. Впрочем, этим, в ту пору, "грешили" практически всё производители моделей эпохи становления автомобилизма.

Как я уже говорил, этот экземпляр я приобрëл, чтобы "повозиться" с ним. "Руссо-Балт" достался мне покалеченным, видимо в результате падения с полки. "В минус" ушли два колёса с правой стороны, лобовое стекло, правый боковой фонарь и тент, у которого обломилось средние стойки крепления. Где взять колëса к "Руссо-Балту", мне, в своë время, подсказал Денис Фатьянов. Я мог бы, конечно, изготовить на 3Д-принтере свои, но, раз уж есть возможность укомплектовать модель оригинальными деталями, грех было ей не воспользоваться. Там же я "добыл" боковой фонарь, а вот с лобовым стеклом и тентом - не повезло. Тенту я подклеил стойки из подручных материалов, а вот со стеклом пришлось малость повозиться. На 3Д-принтере я сделал его основание с крепëжными штырьками, а саму "стеклянную" панель изготовил из детали от одного из моих изделий, производства нашего завода. Эти же детали, в своë время, я использовал для ремонта остекления "Примулы". На мой взгляд, получилось вполне сносно.

С приходом заказанных деталей, я, наконец, собрал модель. Сборка "Руссо-Балта" - это песня! Я просто поражаюсь изобретательности конструкторов саратовских моделей! Сформировать множество деталей в единую конструкцию, где не используется ни клей ни распайка, это надо суметь. Современные модели, не смотря на свои преимущества в детализации и применяемых технологиях, на фоне "олдскула" - конструктивно больше похожи на игрушки. Соответственно, собрать всё это хозяйство - ещё та задача. Постоянно не хватает свободной руки, или хотя бы лишних пальцев. Но, сборка окончена, и результат меня вполне удовлетворил.

Эта модель, помимо невысокой цены, привлекла меня своим чëрным цветом и состоянием ЛКП, без царапин и сколов. Давно хотел себе чëрный "Руссо-Балт". Цвет, конечно, не аутентичный, но в чëрный цвете любая модель смотрится строго и элегантно. Особенно хорошо цвет модели смотрится в сочетании с "золотом" фурнитуры. Кстати, на счëт "золотого" покрытия приобретëнных мною запчастей - в тон я, естественно, не попал. Родные колëса модели малость подокислились за 40 с лишним лет еë жизни, а новые детали, как буд-то вчера с завода. Немного спасает положение, что колëса стоят на разных сторонах модели. То же самое касается фонаря - он заметно светлее остальной фурнитуры модели, но на чëрном кузове это в глаза не бросается.

Как бы то ни было, своим приобретением и работой над восстановлением модели я остался доволен. Вместе с запчастями, купил коробку-репринт раннего образца. Теперь этот "Русик" живëт рядом с моими "самодельными" моделями - радует глаз.
.
Миниатюры:
Руссо-Балт С 24-40 Торпедо 1912 (Тантал А-22)   20240525 001.jpg   Руссо-Балт С 24-40 Торпедо 1912 (Тантал А-22)   20240525 002.jpg   Руссо-Балт С 24-40 Торпедо 1912 (Тантал А-22)   20240525 007.jpg  

Руссо-Балт С 24-40 Торпедо 1912 (Тантал А-22)   20240525 008.jpg   Руссо-Балт С 24-40 Торпедо 1912 (Тантал А-22)   20240525 009.jpg   Руссо-Балт С 24-40 Торпедо 1912 (Тантал А-22)   20240525 012.jpg  

Руссо-Балт С 24-40 Торпедо 1912 (Тантал А-22)   20240525 013-1.jpg   1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-01.jpg   1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-02.jpg  

1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-03.jpg   1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-04.jpg   1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-05.jpg  

1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-06.jpg   1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-07.jpg   1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-08.jpg  

1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-09.jpg   1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-10.jpg   1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-11.jpg  

1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-12.jpg   1912 Руссо-Балт С 24_30 HP Торпедо VII сер   20240528-13.jpg  
__________________
С уважением, Алексей.

Моя визитная карточка: http://rcforum.su/showthread.php?t=1641
Мои последние приобритения: http://rcforum.su/showthread.php?t=2304
AlekseyS69 вне форума   Цитата
Сказали cпасибо (8):
ALE-Ikarus (01.06.2024), Denis43 (05.06.2024), kitt409 (01.06.2024), Maksus (03.06.2024), Michail (01.06.2024), Seras (01.06.2024), toliktr (01.06.2024), ViPer (01.06.2024)