Если спросить у прохожих на улице, слышали ли они что-нибудь о Генри Лиленде, то положительный ответ мы услышим крайне редко. А вот о Кадиллаке и Линкольне знают практически все.
Как ни странно, два главных американских автомобильных бренда, Cadillac и Lincoln, основал в начале XX века один человек — тот самый Генри Лиленд. Позже Cadillac стал флагманской маркой General Motors, Lincoln — флагманом вечного конкурента GM — Ford Motor Company. Эти автомобили с самого основания позиционировались как средство передвижения для высших мира сего, как самые роскошные и самые технически совершенные.
А начиналось все более века назад.
В 1899 году в США появилась компания Detroit Automobile Company, которая через пару лет превратилась в Henry Ford Company. А управлял ею небезызвестный Генри Форд. Вот только дела у него шли плохо. Инвесторы выражали обеспокоенность финансовым положением и требовали результата. А результата не было. В конце концов, совет директоров решил обратиться за помощью к Лиленду.
Генри предложение принял. Отношения с Фордом, занимавшим должность главного инженера компании, не сложились. Оба отличались сложными характерами и упрямством. Они часто спорили и скандалили, не желая уступать друг другу даже в мелочах. И, в конце концов, Форд покинул компанию, забрав право на использование своего имени, а также наработки по новому автомобилю. Совет директоров поставил у руля компании Лиланда. А предприятие получило новое название — Cadillac.
В 1912 году Генри Лиланд получил награду Dewar Trophy от Королевского автомобильного клуба Англии за использование электрического пускового стартера на машинах и другие инновационные решения.
К тому времени компания уже вошла в состав General Motors. Президент Уильям Дюрант оставил «Кадиллак» в качестве самостоятельной марки, выплатил Лиланду солидную сумму и назначил его управляющим фирмы. И Генри продолжил плодотворную работу. Её результатом стало появление двигателя V8 и запуск его в серийное производство. Произошло это в 1914 году.
Привычную работу Лиланда остановила Первая мировая война. Понимая, что военное время требует изменений, Лиланд захотел заняться производством авиационных двигателей. Но Дюрант с этим не согласился. Произошёл серьёзный конфликт и Лиланд покинул компанию. Вслед за ним ушло и несколько инженеров.
Генри Лиланд покинул Cadillac, а вместе с ней и General Motors, в результате разногласий с основателем и тогдашним президентом компании Уильямом Дюрантом. В Cadillac поступила заявка на производство двигателей Liberty L-12 для военных самолетов (тогда шла Первая мировая война), но Дюрант отказался так как был пацифистом. Лиланд основал компанию Lincoln Motor Company и получив данный контракт на 10 млн. $ начал производство двигателей. При этом соратники хотели, чтобы фирма получила имя основателя, но Генри сам отказался. Он назвал её в честь Авраама Линкольна, которым восхищался. После войны компания была реорганизована и переоборудована для производства автомобилей премиум-класса. Говорят, что прототипом первого двигателя V8 для автомобиля Lincoln послужил авиадвигатель Liberty L-12.
В 1922 году Lincoln Motor Company была признана неплатежеспособной и куплена компанией Форда Ford Motor Company за 8 млн. $, хотя компания была оценена в 16 млн. $. Генри Форд зря времени не терял и за прошедшие годы сумел построить полноценную автомобильную империю. По иронии судьбы оба Генри вновь столкнулись, но теперь уже поменялись местами. Лиланду пришлось слушать распоряжения Форда. Естественно, они и во второй раз не сработались. 10 июня 1922 года Генри Лиланд ушел в отставку. На тот момент ему было уже за восемьдесят лет.
Изгнанный Фордом из Lincoln, Лиланд, озлобленный на весь белый свет, поселился в этом доме в Детройте, где, брошенный всеми, доживал свои последние дни…
Последние восемь лет жизни Генри провёл как затворник в собственном доме, возле которого часто проезжали созданные им машины, не утратившие популярности и сейчас. Патриарх Детройта ушёл из жизни в одиночестве. Ему было 88 лет.
Конечно, Герман в своей книге ОДИН ГОД слегка переборщил, описывая нищенские похороны легенды Америки.
Лиланд стал основатель двух «люксовых» брендов корпораций, которые и на сегодняшний день пользуются небывалой популярностью. Они извечно и традиционно конкурируют друг с другом. Только вот свое имя он не увековечить ни в одном из своих творений. При этом он сам нередко любил повторять «Никогда я не рвался в автомобилестроение. Хлопотное это дело и нервное, не по мне». А слава его гремела тогда по всему миру. Да только быстро отгремела, и сейчас вспоминают о нем редко и немногие, а знают и того меньше
Американский инженер и предприниматель Генри Лиланд умер 26 марта 1932 года в городе Детройт, штат Мичиган и похоронен на кладбище Woodmere Cemetery.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.