БАЗ – ОАО БЗКТ – АО БАЗ
Брянский автомобильный завод – 1958-1993гг.;
АООТ "Брянский автомобильный завод" – 1993-1998 гг.;
ОАО "Брянский завод колесных тягачей" – 1998-2005 гг.;
АО "Брянский автомобильный завод" – с 2005 г.
Брянский автомобильный завод был основан 4 июня 1958 года, на базе Бежицкого сталелитейного завода с целью организации серийного производства бронетранспортеров ЗИЛ-152В1, ЗИЛ-152К, ЗИЛ-152С, плавающей машины ЗИЛ-485А, специальных колесных шасси ЗИЛ-135ЛМ, а так же тяжелых тракторов. До этого предприятие, как филиал московского завода ЗИЛ, специализировалось на изготовлении комплектующих: ведущих мостов, лебёдок, раздаточных коробок, подвесок и других деталей для автомобилей ЗИЛ-131.
Уже в 1959 году из Москвы на завод было перенесено производство автомобильной техники для нужд армии, а в 1960 году на БАЗе было создано специальное закрытое конструкторское бюро (СКБ) и самостоятельное производство. В 1961 году первая разработка завода, БАЗ-930, проходил испытания, но в серию не пошёл, и вместо него завод начал выпуск модификации московского ЗИЛ-135Л: ЗИЛ-135ЛМ, с механической коробкой передач, переработанные БАЗ-135МБ, 135МБК.
В середине 1960-х годов в КБ завода было начато проектирование трёхосных плавающих шасси с полным приводом. Результатом проектирования стало семейство трёхосных шасси БАЗ-5937/5938/5939 с задним расположением двигателя, ставших основой машин ЗРК «Оса» и БАЗ-5921/5922 с центральным расположением двигателя, на которых базировался тактический ракетный комплекс 9К79 «Точка».
С марта 1971 года по заказу Министерства обороны КБ завода в рамках выполнения ОКР «Основа» начало проектирование новой серии унифицированных четырёхосных шасси. В рамках этой разработки были созданы несколько моделей плавающих и сухопутных шасси, получивших широкое распространение. В 1979 г. из этого семейства было запущено в серию шасси БАЗ-6944 для ОТРК «Ока».
В 1988—1989 годах в условиях сокращения выпуска военной продукции на БАЗе стали рассматриваться варианты конверсии производства. Была спроектирована и введена в производство снегоуборочная машина ДЭ-242 «Вьюга» на специальном колесном шасси БАЗ-3979. Производилась ограниченной серией с 1993 по 1997 год.
В 1993 году на Брянский автозавод передали в производство КиАЗ-3237 (первоначально его планировали собирать на Кировабадском автозаводе в Азербайджане), с модель модернизировали и переименовали в БАЗ-3783 (доводку производила британская компания IAD). Но не хватило средств для закупки технологического оборудования и работы прекратились. В общей сложности собрали менее сотни БАЗ-3783.
В 2000-х годах ассортимент гражданской продукции БАЗа пополнили семейства четырёхосных крановых шасси и седельных тягачей высокой проходимости на базе моделей БАЗ-6403 и БАЗ-6909.
С 2015 года входит в АО «Концерн ВКО «Алмаз–Антей». С 2018 года - в ООО «СЗРЦ Концерна ВКО «Алмаз-Антей» (Управляющая организация АО «БАЗ» - АО «Обуховский завод»).
В апреле 2023 года было объявлено, что в 2024 году на производственной площадке в Шушарах запланирован старт выпуска грузового автомобиля гражданского назначения БАЗ-S36A11, разработанного в Инжиниринговом центре АО «Обуховский завод. Автомобиль разработан в Инжиниринговом центре АО «Обуховский завод», изготовлен на АО «Брянский автомобильный завод».
Последний раз редактировалось ViPer; 12.11.2023 в 13:27.
|