УАЗ – Ульяновский автомобильный завод.
История УАЗа началась осенью 1941 года, когда из Москвы с ЗИСа эвакуировали часть оборудования. В начале 1942 года завод приступил к выпуску ЗИС-5В, в 1943 году на УльЗИС (Ульяновский автомобильный завод имени И.В. Сталина – такое наименование завод носил с 1941 по 1953 год) параллельно наладили сборку грузовиков Studebaker. С 1947 года завод перешел на выпуск ГАЗ-ММ. В 1951 году выпуск автомобилей был прекращен, существовали планы по перепрофилированию производства. В 1953 году началась реконструкция завода и с 1954 года на заводе начали выпускать ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. С 1953 года завод носит имя Ульяновский автомобильный завод (УАЗ), с 1970 в официальном названии добавили: имени В.И. Ленина (никак не отразилось на торговой марке), в 1972 году завод преобразовали в производственное объединение (ПО АвтоУАЗ).
С 1958 года с конвейера стали сходить бескапотные полноприводные (4х4) грузовики семейства УАЗ-450 с использованием узлов ГАЗ-69. В 1965 году начались испытания прототипа УАЗ-469, а серийный выпуск начался в конце 1972 года.
Оба семейства УАЗ-450 и УАЗ-469 после множества модернизаций и под другими индексами выпускаются до сегодняшнего дня. Это не значит, что завод застыл в 50-60 х годах прошлого века, в силу ряда причин, многие интересные разработки так и не дошли до конвейера. Исключение составляют семейство Симбир (УАЗ-3160/УАЗ-3162) и его дальнейшее развитие семейство УАЗ-3163 Patriot (латиницей! (?)).
УАЗ-450
В октябре 1958 г. появился легкий полноприводный грузовик УАЗ-450. Это был первый советский серийный развозной малотоннажный автомобиль и первый отечественный грузовик с кабиной над двигателем.
Легкая грузовая машина также впервые была создана специально для сельской местности. Гамма включала унифицированные цельнометаллический фургон УАЗ-450, бортовой УАЗ-450Д, первый в СССР микроавтобус-вездеход УАЗ-450В на 11-мест и санитарный автомобиль УАЗ-450А. Машины комплектовались 4-цилиндровым нижнеклапанным бензиновым двигателем ГАЗ М-21Г (2432 см3, 62 л.с.), от модели «Победа» была позаимствована и 3-ступенчатая коробка передач, а 2-ступенчатую раздаточную коробку, штампованную раму, неразрезные ведущие мосты на рессорной подвеске и тормоза использовали от ГАЗ-69. Машины имели отключаемый привод передних колес с шариковыми шарнирами равных угловых скоростей, односкатные колеса с 15-дюймовыми шинами. На многие годы серия 450 с колесной базой 2300 мм стала основой всей продукции УАЗа.




УАЗ-452
По результатам модернизации в 1965-66гг. полноприводной серии 450 присвоили индекс 452: фургон – УАЗ-452, бортовой – УАЗ-452Д, автобус – УАЗ-452Б, санитарный – УАЗ-452А. Главная новинка заключалась в установке мотора М-21В (2445 см3, 70 л.с, позднее - 75 и 80 л.с.) и 4-ступенчатой коробки передач в блоке с раздаточной. Опытной партией был изготовлен седельный тягач УАЗ-452П (4x4), работавший с полуприцепом-фургоном УАЗ-752 полной массой 2,25 т.
С 1985-89 гг. выпускались только полноприводные варианты (индекс был изменен в соответствии с Отраслевой нормалью): фургон УАЗ-3741 и бортовой автомобиль УАЗ-3303 грузоподъемностью по 800 кг, а также микроавтобус УАЗ-2206 и санитарный автомобиль УАЗ-3962. Кроме смены индексов, мощность прежнего 2,5-литрового мотора возросла до 90 л.с., автомобили получили 2-контурный привод тормозов с вакуумным усилителем, более надежные ведущие мосты с измененным передаточным числом.






УАЗ-451/451M
12 декабря 1961 г. завод начал выпускать семейство 451 (4x2) с задним ведущим мостом: фургон УАЗ-451, грузовик УАЗ-451Д с бортовой платформой, микроавтобус УАЗ-451Б и санитарный УАЗ-451А. По итогам модернизации в 1966 г. все автомобили серии 451 получили узлы и внешний вид, как у семейства УАЗ-452, а в обозначении дополнительную букву «М».