Cord L29 - первая модель компании Cord, которая стала и самой первой машиной в Америке, оснащённой передним приводом.
Эррет Лоббан Корд, глава автомобильной корпорации, решающий каким будет автомобиль новой марки Cord, окончательно остановил свой выбор на переднем приводе. Отсутствие карданного вала позволяло опустить пол кузова очень низко и создать стремительный низкий и очень длинный силуэт автомобиля, что полностью соответствовало моде конца двадцатых.
К середине лета 1928 года была готова необходимая документация. Незадолго до этого в команде Корда появился молодой талантливый дизайнер Алан Лими, который занялся проектированием кузова автомобиля. В августе 1929 года из ворот завода Auburn выехал первый серийный образец, получивший имя Cord L-29. Индекс обозначал год дебюта, а буква L свидетельствовала, что под длинным капотом скрывается рядная «восьмерка» Lycoming. По сравнению с заднеприводными аналогами L-29 имел множество преимуществ. В частности, благодаря отсутствию трансмиссионного тоннеля удалось значительно уменьшить высоту машины, а низкий центр тяжести увеличивал поперечную устойчивость в поворотах. Кроме того, L-29 получил оригинальную раму с Х-образной поперечиной, которая впоследствии нашла свое применение на многих автомобилях.
Двигатель объемом 4894 куб.см развивал 125 сил, которые передавались к передним колесам через 3-ступенчатую механику. Интересно, что для переключения передач использовался рычаг длиной два с лишним метра, который проходил над двигателем! Крутящий момент от дифференциала передавался на ведущие колеса через пару полуосей с двумя универсальными шарнирами на каждой. Автомобиль имел барабанные тормоза с гидроприводом. Передние барабаны для снижения неподрессоренных масс вынесли из колес и разместили между дифференциалом и полуосями. Автомобиль мог развивать максимальную скорость до 136 км/ч, что было вполне сопоставимо с аналогами тех лет.
Помимо конструктивных инноваций автомобиль выделялся на фоне конкурентов стильным обликом. За первые три дня в салоны Auburn посмотреть на это чудо пришли более 1,5 млн. человек! Благодаря длинному капоту и низкому (1,55 м) кузову L-29 выглядел очень эффектно и притягивал взоры окружающих.
Для модели предлагалось несколько типов заводских кузовов: седан, кабриолет и фаэтон. Стоимость закрытых машин стартовала с $3095, а открытые были как минимум на $200 дороже. Неудивительно, что многие состоятельные клиенты не смогли отказать себе в удовольствии обзавестись стильной новинкой. Осенью 1929 года Cord L-29 был представлен на автошоу в Париже и Лондоне, вызвав настоящий фурор. За шесть месяцев 1930 года автомобиль завоевал 39 высших наград на 23 конкурсах красоты в разных странах. Всего за два с половиной года было изготовлено 5010 экземпляров Cord L-29, многие из которых являются подлинными шедеврами дизайнерской и конструкторской мысли. Кроме собственных кузовов на L29 стояли красивейшие кузова от Brougham, Hayes, Voll & Ruhrbeck и LaGrande.
Наш красавец одет в ливрею ателье Hayes Mfg.Co., а автором кузова считается Алексей Сахновский (после миграции в Европу назвавшийся Алексисом де Сахноффски). И поскольку он наш земляк, я предлагаю остановиться на его истории подробнее. Здесь в кавычках будут приведены цитаты из интервью, которое он дал в 50-х годах.
Алексей родился 12 ноября 1901 года в Киеве, в Украине, в то время являвшейся частью Российской Империи. Корни его отца князя Владимира Сахновского уходят к украинским казакам на несколько веков назад. Среди прочего он являлся ни много ни мало финансовым советником Царя Николая II. Более того, мать Алексея происходила из известного рода Терещенко, будучи внучкой сахарного магната и индустриализатора Артемия Терещенко — одного из самых богатых людей в Царской России. Ее отец (дедушка Алексея) Николай унаследовал бизнес и состояние Терещенко, которое впоследствии было разделено между наследниками.
Чтобы понимать уровень обеспеченности матери Алексея достаточно упомянуть один факт. Ее бабушка Елизавета приобрела в 1908 году более чем 100-метровую яхту «Иоладна», построенную в Шотландии известным судостроителями Ramage and Ferguson Shipyards. На тот момент она являлась по размерам второй самой большой в мире яхтой с паровым приводом! Покупка состоялась в 1911 году и при ее «транспортировке» в Балтийское море на борту среди прочих находились члены царской семьи. Предположительно с ними путешествовал и 10-летний Алексей.
Его детство прошло в пятиэтажном особняке в центре Киева, где среди «обслуги», насчитывающей 18 человек, в распоряжении мальчика была гувернантка-француженка и медсестра-англичанка. Именно от них Алексей выучил эти два языка, что впоследствии сыграло одну из ключевых ролей в его жизни. Тогда же он познакомился и с автомобилями: «Мой интерес к машинам по-настоящему проснулся в 1912 году. В основном тому послужили Strepolet с паровым приводом моего дяди, а также более современные автомобили кузенов, среди которых были и Opel, и Austro-Daimler, и Mercedes». Mercedes семьи Терещенко был одним из первых в Российской Империи.
Пришла Первая мировая война, во время которой Сахновский-старший руководил стратегически важным портом в Санкт-Петербурге, а также таможней. Кроме этого Владимир возглавлял Бюро лицензирования транспортных средств (иными словами именно через него проходили все автомобили, поставлявшиеся союзниками в Россию). После первой революции Владимир Сахновский сложил с себя все полномочия, а с приходом большевиков, для которых одна из богатейших семей в России являлась легкой мишенью, покончил с собой в августе 1918-го.
В дальнейшем известно лишь то, что 18-летний юноша присоединяется к рядам армии Генерала Врангеля, однако насколько активно он воевал — неизвестно. По разным данным, в конце 1919-го или январе 1920-го, довольно состоятельная тетка, жившая в Марселе, заплатила немало денег, чтобы переправить через границу Алексея с матерью и сестрами. В его кармане на тот момент была тысяча рублей и одно бриллиантовое кольцо…
Тем не менее, родственница помогла Алексею оплатить инженерный курс в Университете Лозанны, расположенном во французской части Швейцарии. Вскоре и эти деньги закончились и, не закончив свое образование, Алексей перебрался в начале в Париж, где его первыми попытками заработка стал дизайн… женских платьев! Будущий автомобильный дизайнер пытался продавать эскизы кутюрье, но вскоре понял, что этим на жизнь не заработать.
В этот момент Алексей решил пройти курс дизайна в расположенной в Брюсселе «Школе искусств». Для оплаты учебы он начал искать работу по месту. На тот момент в портфолио ставшего теперь Алексисом де Сахноффски были лишь женские платья и аксессуары одежды, однако явный креативный талант подтолкнул Антуана Ван ден Пласа нанять юного русского иммигранта как младшего художника в известную одноименную кузовную фирму Van den Plas на зарплату в 750 франков в месяц. Нельзя не сказать, что еще одним козырем нового работника являлась его мультилингвистичность, так как компания выполняла частные заказы для состоятельных господ со всей Европы.
Многие автомобили, автором дизайна которых являлся Алексис, начали побеждать в самых различных конкурсах элегантности, коих в ту пору в Европе проводилось немало: Берлин, Ля Туке, Канны, Ницца и, конечно — Монте-Карло. Нельзя не отметить, что в отличие от современных «Конкурсов красоты» (Concours d'Elegance), которые судят о машине исключительно по ее эстетической красоте, на их прародителях в 20-30-х прошлого века применялась сложная система с начислением очков. Их получали и за координацию презентации машины с элементами моды, что обычно подразумевало обворожительную барышню в роскошном наряде, но помимо этого могло включать собачку и даже стильного шофера рядом. Примечательно, что условием участия машины в конкурсе было то, что она должна была иметь частного владельца, стоить больше 3,5 тысяч долларов и не быть старше трех месяцев!
В 1926-м и следующем это были машины, построенные по его дизайну на базе бельгийской Minerva, в 1928-м на Rolls-Royce, в 1929 на Packard и, наконец, в 1930-м впервые в истории это Гран-При взяла американская машина — тот самый знаменитый Cord «Hayes Coupe», недавно проданный почти за 2,5 миллионов долларов. Именно эта машина открыла американскую главу истории жизни графа. Его путь за океан оказался таким же неординарным, и даже авантюрным, как и вся жизнь.
«Я начал серьезно задумываться о том, чтобы отправиться в Америку. В принципе еще в подростковом возрасте меня уже посещали мечты о жизни за океаном, однако сейчас я хотел большего — признания! Поймите, я никогда не хотел прибыть в Штаты в качестве иммигранта и начинать „с нуля“. Нет! Моей целью стало попасть туда на моих собственных условиях: пересечь океан в хорошей каюте и с контрактом на работу в кармане.» Алексис начинает посылать свои эскизы и рисунки в самые различные издания. Известно, что в то время де Сахноффски публиковался в Autobody, L’Equipement Automobile, Conquete de l’Air, Psyche, Skyways и таких грандах как Motor Trend и The Classic car.
И уже в 1928-м году публикации де Сахноффски в американском Autobody начали приносить ему реальные дивиденды. Первое предложение о сотрудничестве пришло ни от кого-нибудь, а от General Motors Corp. Речь шла об Художественно-раскрасочном отделе (Art&Colour), который предлагал де Сахноффски шестимесячный контракт с удвоением заработной платы. Однако расчетливый граф отклоняет это предложение, надеясь на более продолжительный и состоятельный вариант. Расчет де Сахноффски оказывается верным и спустя пару месяцев он получает куда более серьезное предложение, правда, от куда менее известной фирмы. Ею стала специализирующуюся на кузовных заказах Hayes Mfg. Co. из Гранд Рапидс (Мичиган). По тем временам ее оборот был довольно велик, она строила кузова для таких грандов как Chrysler, Marmon, Willys and Reo.
Бывший беженец из царской России отправился в Америку в октябре 1928-го года. Hayes сотрудничала с немалым количеством автопроизводителей, выпуская кузова для них. Однако первым значимым или, если угодно — видимым, что сделал Алексис де Сахноффски на американском континенте и то, что в итоге прославило его на века, стало купе Cord L-29. Он говорил: «По моему прибытию в Америку, я все-таки решил попытаться еще раз выиграть наивысший приз в Монте-Карло, в этот раз с полностью американской машиной (ранее ни один из построенных в США автомобилей не выигрывал первых призов на конкурсах элегантности). Я выбрал самое низкое из всех американских шасси — переднеприводный Cord L29. И хотя дизайнеры уделили немало внимания передку автомобиля, как по мне остальные линии кузова как были просто ужасными. Пропорции машины были тоже не идеальными — грубое вертикальное ветровое стекло и совершенно плоские боковые линии. Я думаю, что именно формы и стали причиной настоящего фиаско этой модели Cord с точки зрения продаж. С учетом малой популярности машины — кому придет в голову тратить тысячи долларов на люксовый вариант кузова для нее?! Однако мне нужно было самое низкое шасси, да и фронт машины мне тоже нравился». «В действительности постройка Hayes Body Company этой машины, стоившей 15 тысяч долларов (по тем временам деньги немалые), по-своему эпична. Скажу вам так — убедить суровый Совет Директоров потратить такую сумму посреди „Великой депрессии“, да еще и лишь только для того, чтобы удовлетворить мое желание еще раз продемонстрировать свои таланты в Монако, потребовало уверенности от меня и немалого красноречия… Кузов был изготовлен полностью новым, использован алюминиевый капот, а крылья кардинально переделаны. Чтобы достичь идеальных линий, сначала весь кузов мы изготовили из твердых пород дерева в качестве макета, и уже по нему молотками выстучали собственно кузовные детали. Нужно ли говорить, что практически все делалось не только «с нуля», но и полностью вручную».
Самое невероятно то, что машина была изготовлена специалистами Hayes всего за 2,5 месяца!
Примечательно и то, что владельцем официально числилась графиня де Сахноффски — ведь для участия в конкурсах автомобиль должен был официально находиться в частных руках. Я опущу описание многочисленных поломок машины и все перипетии ее путешествия во Францию и Монако. В конце концов, сам Принц Монако вручил Алексису Кубок Гран-При.
Вернувшись в Штаты, де Сахноффски, которому еще не исполнилось и 30 лет, стал настоящей звездой автомобильного дизайна. Теперь о нем уже по-настоящему писала местная пресса, да и континентальная тоже. Вот выдержка из статьи все из того же Autobody за май 1930-го года: «Купе на шасси Cord было разработано Алексисом де Сахноффски по его желанию и для его личного использования. После некоторых превратностей судьбы, оно было представлено самим автором на „Конкурсе элегантности“ в Монте-Карло, а потом и в Буле… Машина достойна внимания ее отходом от традиционализма — вместе привычных прямых тут практически везде использованы плавные линии. Окрашенная в небесно-голубой цвет „Горный туман“ с позолотой, которой были покрыты даже колесные диски.
Сверху кожа Eagle-Ottawa телесного цвета, тогда как внутри использованы кожаные элементы, выкрашенные в синий под цвет кузова. Открытые металлические детали, включая радиатор, покрыты хромом. Капот отличают необычно горизонтальные прорези, выполненные как жалюзи, утопленные вглубь и тянущиеся почти на всю его длину. Снаружи все линии кузова имеют плавные переходы и молдинги, равно как необычную форму имею боковые окна. Отдельно следует отметить небывалый низкий профиль машины, при этом купе имеет привычное пространство в 37 дюймов над сиденьем».
Иными словами, при общей высоте всего 140 сантиметров, внутри над сиденьями имелся почти метр до крыши! При этом стоя рядом с машиной, Алексис клал локоть на крышу, и даже одна из миниатюрных «Девушек Зигфрида» Марион Додж, позировавшая на фоне купе, оказалась выше этого купе.
После этого триумфа Алексис с головой ушел в работу по его прямому назначению — создавая дизайн для клиентов Hayes. Он полностью оправдал возложенные на него надежды, сразу начав привносить плавные линии в ранее откровенно угловатый классический дизайн машин того времени, добавляя оригинальные расцветки.
Как только контракт де Сахноффски с его первым американским работодателем Hayes Mfg. Co завершился (в 1931 г.), перед ним раскрылись возможности, которые в то время могла предоставить только Америка. И он не преминул ими воспользоваться. Более того, граф практически одновременно умудрился поработать с Packard, где одним из плодов его творчества стал признанный одной из самых красивых машин того времени фаэтон 1108, а также активно помогал для рекламной компании первого в истории серийного streamline автомобиля Chrysler Aiflow. Еще одним, и довольно успешным проектом де Сахноффски стало его сотрудничество с автопроизводителем Nash, вылившееся в настоящую производственную линейку современных и стильных автомобилей. А чего стоят его "безумные" патенты новых дизайнов грузовиков?
Но это будет уже другая история этого талантливого и революционного в своем роде человека. Напоследок приведу еще одну его цитату. Как все-таки далеко смотрел он вперед! И я горжусь, что это – наш с вами соотечественник.
«Возможно, вы скажете что я сумасшедший, и пусть. Но никто не сможет отрицать того, что у меня почти безграничное воображение! Все согласятся со мной, что сегодня мы все живем во всеускоряющемся ритме жизни, в котором мы работаем и играем, едим и спим, путешествуем, причем все чаще летая… Все это требует более быстрых рефлексов и… более простых форм. Посмотрите — среди всего этого обилия современности человек остается единственным архаичным элементом, тем самым, каким он был от момента его создания — это все то же старомодное тело. Я думаю, пришло время перемен!
Нет, даже не вздумайте подумать, что я пропагандирую превращение человека в робота, которого визуализируют кубисты! Напротив! Ничего уродливого и извращенного. Но, я считаю, что нам нужна модернизация, улучшение нашей функциональности. Когда механик разбирает для ремонта двигатель, он говорит себе — я могу собрать это иначе, могу улучшить это и это, разнести клапана и перенести свечи зажигания в другое место. Как, по-вашему, у хирурга не возникают подобные идеи при операции? Тут не помешает экстра-поддержка почке, почему аппендикс вообще был включен в тело?... Вот мое отношение, с которым я подошел к идее улучшения нашего старомодного человеческого тела.
Я думаю, никто не будет сопротивляться, если мы будем дышать очищенным воздухом, прошедшим фильтрацию, прежде чем он достигнет наших легких. Всем известно, что автомобильные моторы наполняют вредными выбросами от топлива и масла воздух и даже воду. И тем не менее, мы все каждый день дышим ими, а также микробами, пыльцой и другими раздражающими нашу слизистую веществами… Разве с этим не должно быть что-то сделано?
Но здоровье это лишь один из вопросов. Посмотрите — сколько сегодня людей оправдывают пластическую хирургию или индустрию по удалению волосяного покрова. Вот как далеки мы от совершенства. Как, по-вашему, почему вообще была изобретена одежда? Не для того ли чтоб скрыть несовершенства нашего тела? И вот я бесстрашно заявляю — мы устаревшие модели, мы нуждаемся в редизайне! Посмотрите на эти уродливые большие пальцы на ногах — фу! Нам нужно устранить их и придать ногам аэродинамическую форму, чтобы понятие правой и левой пары обуви исчезло навсегда, и она стала взаимозаменяема.
Разве есть что-то более уродливое чем наши уши? Почему голливудским звездам зачастую их приклеивают, чтоб они не выступали? Уши должны выглядеть как крылья спортивного автомобиля… Все наше тело — это один большой анахронизм. Нам нужно подравнять его — вдавить тут, вытянуть там до тех пор, пока его форма не начнет скользить сквозь поток воздуха как болид. Это же касается носа и ушей. Естественно его нужно будет потом приукрасить. Сегодня с успехом используется краска для волос и макияж, тоже будет применимо и в будущем — цвет никак не повлияет на аэродинамику, а волосы станут не более чем декоративным предметом, сродни губной помады…
Я ратую за организацию Большого комитета и всемирной конференции, которая пройдет в США при участии самых продвинутых стран, каждая из которых будет представлена двумя делегатами: один — известный хирург, а второй — талантливый художник. Председатель конференции выдаст всем им «техническое задание» по проекту современного человека, предоставив полную свободу воображения. Никаких барьеров, но, не уходя совсем далеко от реальности, начиная с существующих моделей и улучшая их пошагово.
После предоставления идей комитет выберет лучшие из них, компилирует их и это и будет идеальный человек будущего, который будет закопирайтен для использования только на планете Земля. Другие планеты должны будут платить нам за этот дизайн… Естественно, я понимаю, что мои взгляды на красоту не догма. Но поймите, я хочу запустить этот процесс в интересах самого человечества и искренне верю, что наше старомодное тело можно усовершенствовать».
Источники
https://autopedia.fandom.com/ru/wiki/Cord_L-29
http://dragtimes.ru/blogs/view/8716
https://www.avtomir.ua/details/histo...nyiy-stilyaga/
КТО ДОЧИТАЛ ДО КОНЦА - ТОТ ГЕРОЙ!