О том, что вполне удачному противотанковому орудию 7,5 cm Pak 40 будет нужна замена, в Управлении вооружений вермахта задумались ещё в середине 1942 года. Пушка имела выдающиеся характеристики, позволявшие уверенно поражать на средних дистанциях танки любого типа, включая тяжёлые КВ-1 и Churchill. Но опыт войны подсказывал, что увеличение мощи орудий провоцирует и рост брони.
Предусмотрительность немцев оказалась обоснованной: уже в 1944 году появились танки ИС-2 и Churchill VII, которые уверенно пробивались пушкой Pak 40 и её разновидностями 7,5 cm KwK 40 (для танков) и 7,5 cm StuK 40 (для САУ) только в упор.
Ещё в феврале 1942 года появилась потенциальная замена для танковой версии Pak 40 — 70-калиберная пушка, разработанная конструкторами Rheinmetall-Borsig. Создавалась она для установки на тяжёлые танки, но в итоге прописалась на средних VK 30.01 (DB) и VK 30.02 (M). Второй из этих танков был принят на вооружение как Pz.Kpfw.Panther. Именно это орудие, получившее обозначение 7,5 cm KwK 42 L/70, рассматривалось как потенциальная замена для KwK 40 и StuK 40.
Правда, попытка поставить 7,5 cm KwK 42 L/70 на танк Pz.Kpfw.IV закончилась неудачей. Пушка оказалась слишком длинной, к тому же для её установки требовалось переделать шасси. Дело ограничилось макетами установки орудия. Попытки использовать пушку в САУ средней весовой категории остановились на ещё более раннем этапе: дальше проработки 70-калиберных орудий 7,5 cm Pak 42 L/70 на шасси StuG 40, которые требовали существенной переделки рубки, а также ранней спецификации на Jagdpanzer IV, в начале 1942 года дело не продвинулось.
Вновь вопрос использования более мощной системы для вооружения истребителей танков был поднят 27 января 1944 года на совещании с участием Гитлера. Как раз в январе 1944 года первые Jagdpanzer IV были приняты заказчиком на заводе VOMAG. Именно эта самоходная установка была выбрана для установки 7,5 cm Pak 42 L/70.
StuG 40 Ausf.G в качестве варианта отпадала сразу по двум причинам: конструктивным и производственным. Установка нового орудия требовала существенной переделки как рубки, так и надмоторной плиты при этом. В условиях резко возросшего заказа на эти машины переделывать их никто не стал бы. Кроме того, завод Alkett дважды подвергался мощной бомбардировке, предприятие сильно пострадало. Ситуация оказалась настолько серьёзной, что конструкторы Alkett были вынуждены в срочном порядке разработать StuG IV, шасси для которых поставлялись с Grusonwerk.
Работы по модернизации Jagdpanzer IV были начаты весной 1944 года. За основу конструкторский коллектив VOMAG взял серийную самоходную установку Jagdpanzer IV с серийным номером 320162, выпущенную в марте 1944 года.
Существенных переделок в конструкцию машины вносить не стали: её боевое отделение было достаточно просторным для того, чтобы там поместилось более длинное орудие. Поскольку 7,5 cm Pak 42 L/70 была не только длиннее, но и тяжелее, потребовалось усилить и орудийную установку, в том числе подвижную и неподвижную бронировки. Более длинный и тяжёлый ствол пришлось дополнительно зафиксировать с помощью массивного стопора А-образной формы для положения по-походному, чтобы его не болтало во время движения по неровной местности. Также потребовалось менять боеукладки: поскольку патрон 7,5 cm Pak 42 L/70 был длиннее, чем патрон 7,5 cm Pak 39 L/48, боекомплект уменьшился с 79 до 57. В остальном Jagdpanzer IV с длинной пушкой не отличался от обычной машины.
Впервые Гитлеру фотографии новой машины показали на совещании 6 апреля 1944 года. А вживую самоходную установку фюрер увидел 20 апреля на демонстрации, которую провели в день его рождения.
Новой машиной Гитлер остался доволен: она получила «зелёный свет». К слову, официальное обозначение САУ как Panzer IV lang (V) появилось с подачи Гитлера 18 июля 1944 года.
Уже осенью 1944 года оно поменялось на Panzer IV/70 (V), под которым машина более известна. Буква V в названии означала фирму VOMAG.
4 мая 1944 года Управление вооружений подготовило циркуляр, согласно которому с апреля 1944 по апрель 1945 года предполагалось выпустить 2020 истребителей танков Jagdpanzer IV всех типов. Между тем ситуация с Panzer IV/70 (V) была отнюдь не радужной. Неизвестно, знал ли об этом Гитлер, но Управление вооружений было проинформировано о сильной перегрузке носовой части машины. А ведь ещё планировалось усилить броню лобовой части корпуса и рубки с 60 до 80 мм. В результате боевая масса новой САУ по сравнению с Jagdpanzer IV увеличилась почти на две тонны.
О последствиях столь существенного перегруза догадывались и в 6-м отделе Департамента вооружений. 16 мая 1944 года, то есть менее, чем через 2 недели после принятия решения о массовом выпуске машины, отдел предложил переделать ходовую часть САУ.
Изменения были небольшими: передние тележки подвески планировалось сдвинуть на 100 мм вперёд, чтобы немного поправить ситуацию с центром тяжести. Правда, эта инициатива не нашла поддержки: места для смещения подвески вперёд не осталось.
10 августа 1944 года 6-й отдел предложил снизить толщину лобовой брони до 60 мм. Это предложение было одобрено… но не более того. Panzer IV/70 (V) выпускались с бронёй толщиной 80 мм. Единственное предложение 6-го отдела, воплощённое в металле, — это установка пулемёта с дистанционным управлением на крыше рубки. Его получил опытный образец, но в серию машина пошла без этого пулемёта.
Осенью 1944 года, вероятно, начали поступать первые жалобы из частей на быстрый износ передних пар опорных катков. Вносить какие-то существенные изменения в конструкцию уже было поздно, к тому же это плохо отразилось бы на темпах выпуска машин.
Поэтому с октября 1944 года серийные машины просто получили цельнометаллические передние катки.
Модель изображает как раз машину выпуска после октября 1944.
Также в сентябре-октябре на машины перестало наноситься антимагнитное покрытие циммерит. Немцы так и не дождались советских магнитных мин. В октябре производство Panzer IV/70 (V) вышло на проектный уровень и даже немного его превысило: вместо 100 машин VOMAG сдал 104.