30 сентября 1948 года состоялась закрытая презентация для прессы и дистрибьюторов нового поколения Jaguar, названного Mark V, проще говоря - Jaguar пятой серии. Но собственно почему пятой? Как объяснил собравшимся Уильям Лайонс, с начала работ над новой моделью, в 1946 году, инженерами компании было рассмотрено несколько различных вариантов шасси, каждое из которых имело свой порядковый номер. В итоге для серийной модели был выбран вариант с порядковым номером 5, а его номер превратился в название модели. Окончательный переход к моделям нового поколения занял около полугода, на протяжении которого автомобили двух поколений выпускались и продавались параллельно. Чтобы избежать путаницы дистрибьюторы стали называть модели прежнего поколения Jaguar Mark IV, это название никогда не было официальным, но прижилось и встречается довольно часто.
Jaguar Mark V принято считать переходной моделью, сочетающей в себе как принципиально новые решения, так и уже знакомые по прежним моделям. Несмотря на прежний размер колесной базы - 120 дюймов (3048 мм.), шасси было абсолютно новым, построенным на более жесткой раме с мощной X-образной поперечиной. Передняя подвеска стала независимой с поперечными рычагами на торсионных стержнях оснащенная современными телескопическими амортизаторами, вместо устаревших рычажного типа. Задняя подвеска, по прежнему, оставалась зависимой на продольных полуэллиптических рессорах, но получила увеличенную на 1,5 дюйма колею. Тормоза обеих осей оснастили гидроусилителем. Таким образом Mark V избавился от главных анахронизмов предшественника - зависимой рессорной передней подвески и тормозной системы с механическим приводом без усилителя, которые не очень соответствовали спортивному имиджу марки. При этом новинка сохранила прежние шестицилиндровые двигатели 2,5 и 3,5 литра, а вот "четверка" больше не предлагалась, несмотря на неплохие показатели продаж моделей Jaguar 1,5 Litre, оснащенных этим двигателем. Причин отказа от 4-цилиндровых вариантов, как мне кажется (точного ответа к сожалению найти не удалось), было несколько. Во-первых эти двигатели Jaguar Cars Limited закупал у Standard, в отличии от "шестерок", мощности по производству которых Лайонс выкупил у Standard Motor Company ещё в 1942 году. Во-вторых 4-цилиндровые модели не пользовались успехом на американском рынке, который приобретал всё большее значение для компании. Четырехступенчатая механическая КПП, которую для новой модели поставляла компания Moss Gear Company из Бирмингема, была полностью синхронизирована, в отличии от прежних КПП Standard с синхронизаторами только на 3 и 4 передачах. При этом Jaguar сохранил напольное расположение рычага КПП, вопреки последней моде по переносу его на рулевую колонку. С выпуском последних моделей прежнего поколения, в марте 1949 года, завершилась долгая эпоха сотрудничества компании Уильяма Лайонса со Standard Motor Company, хотя двигатели Mark V ещё напоминали о ней.
Кузов Jaguar Mark V, несмотря на то что был заметно обновлен, в целом, сохранил консервативный стиль своих предшественников с отдельностоящими крыльями, выступающими подножками и складывающимися боковыми створками капота. Среди главных отличий нового кузова Saloon стоит отметить более покатую линию крыши, иную линию боковых окон, получивших ажурные хромированные рамки с характерным округлым изгибом в задней части, которые вскоре станут характерной чертой моделей Jaguar на долгие годы. Оба кузова, Saloon и Drophead Coupe в новом поколении получили щитки на задних колесных арках, фары головного света интегрированные в передние крылья, электрические указатели поворота, более массивные двухрядные бампера, потайные дверные петли и новомодные кнопочные дверные ручки, вместо прежних рычажных. Спицованные колесные диски мотоциклетного типа полностью уступили место более технологичным штампованным.
Вскоре после первого закрытого показа, 27 октября 1948 года, состоялась презентация Jaguar Mark V широкой публике на Лондонском автосалоне в Earls Court, после чего начались продажи новинки. Стоимость новых автомобилей, в зависимости от типа установленного двигателя, в Британии отличалась весьма незначительно: Jaguar Mark V 2,5 Litre независимо от типа кузова стоил £975 плюс налог на покупку £270.11s.8d., за Jaguar Mark V 3,5 Litre просили £988 плюс налог на покупку £275.3s.11d. Вероятно себестоимость производства моделей действительно отличалась незначительно, а целесообразность производства двух вариантов двигателей была обусловлена спецификой различных рынков. Как я уже упоминал, в Британии, да и в большинстве остальных стран Европы, большей популярностью пользовались менее прожорливые 2,5-литровые модели, зато в Штатах, где расход топлива не имел принципиального значения, предлагали исключительно 3,5-литровые Jaguar. К слову, в Америке стоимость седана и кабриолета не была одинаковой: Jaguar Mark V 3,5 Litre Saloon (который там именовался Sedan) стоил $4600, а Jaguar Mark V 3,5 Litre Drophead Coupe (в США - Convertible) стоил $4700.
Производство Jaguar Mark V 2,5 Litre продолжалось до конца 1950 года, всего был выпущен 1661 седан и 29 кабриолетов, Jaguar Mark V 3,5 Litre выпускался немного дольше - до середины 1951 года, в общей сложности изготовили 7831 седан и 972 кабриолета.
Jaguar Mark V Saloon. Автомобиль представленный на фото имеет двухцветную окраску, которая никогда не предлагалась самой компанией Jaguar Cars Limited, но американские дилеры зачастую перекрашивали автомобили перед продажей.






Jaguar Mark V Drophead Coupe



