Корейская война — кровавая трёхлетняя гражданская война между Кореей Северной и Кореей Южной, до начала конфликта страной единой, но разделённой между собой США и СССР и использованной как полигон для разведки боем.
В результате войны ни одна сторона не достигла того, чего хотела, а госграница так и осталась около 38-й параллели. Неформально длится и по сей день, в той же примерно форме, что и Холодная война.
С чего всё началось.
Маленькая и скромная Корея редко могла что-либо решать сама в мире, где её всюду окружали агрессивные соседи. После Русско-японской она находилась под протектаратом Японией. Так с 1910 года вплоть до окончания Второй мировой войны корейское население жило, планомерно эксплуатируемое японскими компаниями, ощущая на себе "прелести" самурайской колониальной политики.
Но вскоре пришла пора японцам потесниться, ведь пришли игроки посерьёзнее — СССР и США. Первый бквально за месяц уничтожил Квантунскую Армию, другой — втоптал японские амбиции ядерной бомбардировокй.
Дележка бывших японских колоний началась сразу же после подписания капитуляции. Уже 11.08.1945 был создан план, согласно которому Корею поделили пополам, при этом на Юге оказалась столица и в 2,5 раза больше населения. Советский Союз ввёл войска на север, где его встретили красные партизаны, американцы же высадились на юге, где взяли на работу всех, кто сотрудничал с японцами.
Вскоре началась Холодная война, и Железный занавес протянулся между Кореями. Сперва самим корейцам такой поворот не нравился: им хотелось поскорее объединиться, но, пока коммунисты и ястребы закреплялись у власти в своих полу-Кореях, они уже успели промыть мозги своему населению. Сделать это было несложно, так как корейцы представляли собой материал настолько сырой, что лепить из него можно было всё что угодно. И пока одни наизусть штудировали только что переведённого Маркса, другие потихоньку изучали тезисы Адама Смита. Всё это моментально впиталось в головы аборигенов как непреложные истины, смешалось с уже имевшейся там патриотической кашей и породило на свет просто шипящую гремучую смесь.
Общая ситуация была такова: на Севере проводили репрессии против богачей и лиц, подозреваемых в сотрудничестве с японской оккупационной администрацией, в результате чего последние перебирались на Юг. Простому же люду севернее 38-й параллели жилось привольнее, чем на юге: ситуация с едой и бытовыми товарами была достаточно быстро приведена в состояние приличия.
Южные же рабочие и крестьяне были весьма недовольны тем, что в стране проблемы с провдовольствием, деньгами, эксплуатацией со стороны верхушки. Плюс земельная реформа вылилась в несколько восстаний и бунтов, например на острове Чеджудо. Администрации пришлось подавлять бунты при помощи американских вояк и авиации — в результате пострадали тысячи корейцев.
Главой южнокорейской администрации был назначен Ли Сын Ман, который декларировал демократические ценности, но на практике был классическим тираном с националистическим уклоном.
Атмосфера между половинами Корее накалялась, подпитываемая взаимной воинственной риторикой. Итог - в порядке гуманитарной помощи «своим» корейцам, США и СССР насыщали страну оружием, техникой и инструкторами.
Обе части Кореи наращивали свою военную мощь, но северная делала это быстрее - СССР поставлял технику, а Китай кроме танчиков пообещал еще и тысячи "добровольцев". На этом фоне Ким Ир Сен и Пак Хон Ён агитировали Сталина дать им «добро», но ещё осенью 1949 года политбюро ЦК на заседании отклонило предложение. Но потом Пак Хон Ён нашёл железный аргумент — на юге революционная ситуация, и стоит начать, как весь юг развалится и сам упадет в руки, что на фоне бардака на юге идея восстания казалась перспективной, тем более что на 38-й параллели война УЖЕ фактически шла минимум полгода. Что касается Мао, то он только что договорился о сферах влияния, и ему пообещали сдать Тайвань, так что война в Корее лично ему была нужна меньше всего. Предложение Пака и Кима вновь отклонили и они решили действовать самостоятельно.
I Акт (Туда …) 25 Июня — август 1950.
Не получив одобрения сверху, от товарища Сталина, северокорейцы всё-таки решились объявить войну своим южным соседям самостоятельно.
Вся операция по захвату Южной Кореи была рассчитана на молниеносность, на революционную ситуацию на Юге, и на то, что американцы не успеют вступить до того, как всё будет кончено.
На рассвете 25 июня силы северян двинулись на юг. Через 4 дня была захвачена столица Южной Кореи Сеул. В тот самый момент, когда радио Сеула оглашало победоносное наступление на Север, Южнокорейская армия отступала. Пользуясь паникой южан, северокорейские солдаты на советских танках дошли до самого Пусан, где увязли в обороне Южных, овладев при этом 90% территории полуострова.
При этом северяне столкнулись в бою с 24-й дивизией США, а её командир попал в плен на долгие 3 года.
25 июня в Нью-Йорке был созван Совет Безопасности ООН: на повестке дня стоял корейский вопрос, нужные США резолюции были проведены через Совбез. Это произошло из-за того, что до 1971 года китайское место в Совбезе ООН занимал лидер Тайваня Чан Кайши, представители которого голосовали за любую антикоммунистическую резолюцию. СССР в знак солидарности с Мао и нелегитимности кресла для Тайваня официально бойкотировал заседания Совбеза с января 1950 года.
После созыва заседания по Корее Громыко предложил вернуться в Совбез, чтобы блокировать любые резолюции против КНДР. Сталин отказался и приказал дальше продолжать бойкот. За весь коммунистический лагерь пришлось отдуваться Югославии, которой заварушка на другой стороне континента вообще не была интересна - Яков Малик появился в Совбезе только 1 августа, когда уже всё порешали.
Во второй половине августа армия КНДР упёрлись в небольшой периметр вокруг города Пусан, который был назван Пусанским плацдармом. Американцы уже тогда активно пользовались авиацией, полностью господствуя в воздухе, а отразить воздушные атаки реактивных самолетов северные могли только поршневыми яками, которых к лету 1950 было 172 штуки и 30 пилотов к ним. Итого к сентябрю северяне потеряли половину всех танков и окончательно увязли у выше упомянутого плацдарма.

II Акт (… и обратно) Сентябрь-ноябрь 1950.
15 сентября 1950 года силы ООН в составе войск США, Британии и прочих получили значительный численный перевес и начали контрнаступление.


Американцы также высадились в районе города Инчхон. Город весьма крупный (сейчас уже до 2,5-миллионного мегаполиса дорос) и стратегически важный — удобная гавань (что в Корее редкость), рядом Сеул, и аккурат возле 38 параллели.
Кстати, именно на его рейде (когда он ещё Чемульпхо назывался) погиб крейсер «Варяг».
Силы США насчитывали 40 тыс. человек только пехоты, а так как весь красный гарнизон Сеула состоял из 6 тыс. человек (включая полицию, резервистов), исход сражения был предсказуем…
Сам же Сеул был взят через 10 дней, а 38-я параллель была достигнута к 8 октября; в 10-х числах был взят Пхеньян.
Разгромив северных коалиция овладела 90% Кореи.
В начале октября китайское руководство заявило, что вступит в войну, если какие-либо некорейские военные силы пересекут 38-ю параллель.
"Если мы позволим США оккупировать весь Корейский полуостров […], мы должны быть готовы к тому, что они объявят войну Китаю" Мао Цзэдун Сталину.
Уже на следующий день после того, как 8 октября 1950 года американские войска пересекли границу Северной Кореи, Председатель Мао приказал китайской армии подойти к реке Ялуцзян и быть готовой форсировать её. Сталин не стремился лезть на рожон и помог только авиацией.
Тогдашний генерал американской армии Дуглас МакАртур, став главнокомандующим, позволял себе то игнорировать приказы президента, и откровеннодезинформировать власти. Когда президент поинтересовался, а не явится ли к ним в ответ на эти действия китайская армия, МакАртур заявил, что никаких китайцев нет, только единичные добровольцы.
III Акт Ноябрь 1950 — Июль 1953.
И вот 25 октября 1950 года, поняв, что силам КНДР скоро придет конец, в войну ввязались "красные".
Не без помощи советских МиГов новенькие «Сейбры» и «Суперфортрессы» стали чаще падать.

И поскольку МакАртур был застигнут врасплох, то поначалу удар был такой, что породил известный мем «мы не отступаем, мы наступаем в другом направлении».
Коалиция покатилась к 38-й параллели, а МакАртур просил Трумэна нажать на красную кнопку по китайским «добровольцам», но президент не решился.
4 января 1951 года КНДР в союзе с Китаем захватили Сеул, но ненадолго — в середине марта Сеул был снова отбит силами ООН.
К июлю 1951 война скатилась в позиционное, крайне кровавое передвижение 38-й параллели местами на юг, местами на север.
Наконец, стало ясно, что фронт никуда не сдвинется, а обе стороны остались...фактически с носом и в общем при своих. Параллель постепенно превратилась в одну длинную линию противостояния двух миллионных армий по каждую сторону.
Тем не менее, стороны поняли, что противостояние обходится всё дороже и дороже, и дипломаты сели за стол переговоров. Не прошло и двух лет, как консенсус был найден — оставить всё как есть на момент подписания бумаги и разойтись.
Закавыка случилось с обменом пленными, поскольку изрядное количество северокорейских солдат были мобилизованы на Юге и домой возвращаться не хотели.
Американцы заявили, что гуманизм важнее правил и пленные должны сами решать, какую сторону выбирать. После чего в южнокорейских лагерях для военнопленных развернулась война между сторонниками и противниками репатриации.
Граница между мирами перестала иметь красивый вид прямой линии, но в среднем соответствовала 38-й параллели. Подписи под соглашением о прекращении огня южане не поставили, и получилось, что воевали с одной стороны — ООН, а с другой — КНДР и китайские добровольцы, а южнокорейская армия и лично Ли Сын Ман как-бы и не при чем. Официально же КНДР сейчас находится в состоянии войны с США и РК.