Сообщение от Андрей@
|
Следовательно, воздухоплавательный снаряд летел на высоте
не более 11,4 метра, что не превышает хорды крыла.
Таким образом, аппарат Можайского стал, кроме всего прочего, ещё и первым с мире экранопланом.
|
22 июля 1961 г. 57 лет назад
Первый полёт первого советского экраноплана «СМ-1»
С тех пор как человечество принялось создавать и совершенствовать транспортные средства, одной из главных целей этого процесса стала все большая скорость передвижения. Но, увы, по-настоящему скоростными удалось сделать только самолеты – с кораблями такой фокус почти не проходит. Почти – потому что в послевоенной России сумели создать суда, развивавшие скорость 400–500 км/ч! Речь идет об экранопланах – своего рода гибридах самолета и глиссирующего судна, разработкой которых долгое время занимался талантливый конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев. Его первая машина такого рода – экраноплан СМ-1, то есть «Самоходная модель, первая» – отправилась в свой первый полёт 22 июля 1961 года. Причем управлял агрегатом сам его создатель, совершенно уверенный в безопасности и возможностях своего детища.
К осени 1961 года техника пилотирования экраноплана была освоена до такой степени уверенности в надёжности аппарата, что Р.Е. Алексеев стал приглашать гостей из Москвы на демонстрационные полёты.

Полёты СМ-1 демонстрировались секретарю ЦК КПСС Д.Ф. Устинову, Председателю Госкомсудостроения Б.Е. Бутоме и Главкому ВМФ С.Г. Горшкову. Демонстрация оказалась убедительной настолько, что высокие гости выразили желание прокатиться на экраноплане, под личную ответственность Р.Е. Алексеева, и их желание исполнили. В процессе испытаний этой модели была достигнута скорость около 200 км/ч.
Натурные испытания пилотируемого экраноплана СМ-1 позволили сформулировать важные достоинства, ожидаемые от этого типа кораблей: высокие скорость движения (близкая к авиационной) и экономические показатели, трудность радиолокационного обнаружения, прекрасную мореходность и амфибийность – способность самостоятельного выхода на пологий берег и базирование на нем. Эти сильные стороны заинтересовали Военно-Морской Флот, который с 1962 года становится основным заказчиком экранопланов различных типов.
В одном из испытательных полётов в январе 1962 года экраноплан СМ-1 самопроизвольно взмыл в небо, уйдя от поверхности экрана, а после выключения двигателей рухнул на лёд. Аппарат получил повреждения, а три члена экипажа – небольшие травмы. На этом испытания СМ-1 были завершены, аппарат не восстанавливался.