15 мая 1782 г. 236 лет назад
Этьен Боттино – человек-локатор
Истории известно немало людей-феноменов, но даже в их ряду уникальный дар француза Этьена Боттино (1739-1813), жившего на остове Маврикий, который в XVIII веке ухитрялся предсказывать приход кораблей задолго до их появления на горизонте, выглядит весьма впечатляюще. И природа этого дара не ясна по сей день.
Вот что повествует изданный в Порт-Луи небольшим тиражом «Словарь маврикийских биографий»: «В 1762 году на борту одного из судов королевского флота ему пришла в голову идея, что движущийся корабль должен производить в атмосфере какой-то эффект. Через некоторое время после тренировок он уже смог определять появление корабля на горизонте. Но ошибался он так часто, что вскоре прекратил свои опыты...». Однако затею свою Этьен забросил лишь временно.
В 1763 году Боттино прибыл на остров Маврикий и получил должность инженера. Климат на Маврикии благоприятствовал продолжению упражнений в «загоризонтном» видении. Хорошая погода большую часть года и то обстоятельство, что многие суда обходили Маврикий, не заходя в порт, позволили ему упражняться.
В 1780 году неугомонный Боттино написал о своих удивительных способностях тогдашнему министру морского флота Франции де Кастри. Тот распорядился в течение двух лет регистрировать все наблюдения безвестного служащего с Маврикии. Официально они начались
15 мая 1782 года. В тот день Боттино сообщил, что к острову приближаются три судна, которые и появились 17, 18 и 25 мая.
Свидетели подтвердили своими подписями, что суда зашли точно в указанные сроки - 17, 18 и 26 мая. За 15 лет Боттино предсказал прибытие 575 кораблей. Точность прогнозов засвидетельствовал губернатор острова, а также знаменитый французский флотоводец адмирал Суфрен. Несколько неточностей в предсказании были вызваны неожиданной сменой погодных условий.
15 июня 1793 году Этьена Боттино сообщил, что скоро появятся 20 судов. Однако ни одно из них не показалось. Над Боттино стали смеяться. Но вскоре насмешникам пришлось принести извинения, поскольку выяснилось, что адмирал эскадры попросту решил не заходить на Маврикий и прямиком отправиться в Индию.
Надеясь продать свое открытие, Ботино отправился во Францию. Но в Париже его постигло жестокое разочарование: морское начальство отказалось рассматривать его заявку, а газеты ославили как шарлатана. Не удалась и поездка в Англию. Ботино пришёл в полное отчаяние, тяжело заболел и умер в забвении.