Показать сообщение отдельно
Старый 05.04.2018, 00:38   #2394
Komthur
RC-Мастер
 
Аватар для Komthur
Регистрация: 10.11.2011
Адрес: Москва
Сообщений: 2,990
Сказал(а) спасибо: 6,996
Поблагодарили 10,080 раз(а) в 2,460 сообщениях
По умолчанию

5 апреля 1242 г. от Рождества Христова
(действующего на тот момент в Европе юлианского календаря),
5 апреля 6750 г. от Сотворения мира
(действующего на тот момент на Руси византийского календаря),
12 апреля 1242 г. от Рождества Христова
(действующего на данный момент григорианского календаря),
но едино то, что в апреле месяце 776 лет назад.

А была ли «свинья» («острый клин», «кабанья голова»)?

Click the image to open in full size.
Схема Ледового побоища

5 апреля 1242 года подле Чудского озера произошло сражение, известное сейчас как «Ледовое побоище». Образ этой битвы закрепился в народной памяти следующими непреложными вехами:
– Тевтонский орден в процессе непрерывной экспансии в рамках программы «Drang nach Osten» («Натиск на Восток») и по призыву Римского папы к крестовому походу против славян напал на Псков и угрожал Новгороду. Целью ордена было уничтожение Православия и насаждение власти немцев и Римско-Католической Церкви;
– у Чудского озера тевтонское войско было остановлено Псковским ополчением и Новгородской дружиной Князя Александра Ярославича, прозванного через двести лет Невским за предыдущую победу над Шведами на Неве;
– немцы атаковали русское войско в своём традиционном построении острой колонной или «Кабаньей головой», прозванной дружинниками «свиньей»;
– пропустив острие рыцарского клина сквозь строй, русские полки охватили немцев с флангов, а спрятанный Александром Ярославичем засадный полк довершил окружение;
– пытавшиеся бежать рыцари были вытеснены дружинниками на лёд озера, из-за тяжёлых доспехов лёд стал проламываться под рыцарями и все они погибли;
– Александр Ярославич назидательно произнёс знаменитые слова «А если кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!», а немцы на ближайшие 700 лет зареклись ходить воевать Русь.
Многие даже видели это собственными глазами в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».

Правда, никакого Крестового похода на славян не было, Тевтонский орден был занят завоеванием Пруссии, и о войне с могучими Псковом и Новгородом не думал даже в страшном сне, да и сам лозунг «Натиск на Восток» появился только в середине XIX века.
Ледовое побоище было одним из многих приграничных конфликтов в спорах, кому следует собирать дань с аборигенов, т.е. чуди. Ходить пограбить соседа было обычным делом в те времена, епископ Дорпата Германн брал Изборск и осаждал Псков, псковские и новгородские князья не раз разоряли епископство, словом, обычная бытовуха.
Вот и тут, едва Александр Ярославич направился погулять по владениям Германна, тот спешно собрал ополчение, прихватил наемников-датчан и потребовал выполнение вассальных обязательств от бывших Меченосцев, братьев ордена Воинства Христова в Ливонии, всего за 5 лет до того присоединенных в приказном порядке Папой Григорием IX к Тевтонскому ордену после тотального разгрома Меченосцев литовцами в битве при Сауле (Шяуляе). К слову, союзниками Меченосцев в той сече были псковичи с новгородцами.

Под лёд никто не проваливался (ни единого упоминания в летописях об этом, во всяком случае, нет), а вооружение дружинников Александра Ярославича было едва не тяжелее немецкого.
Но «свинья», «свинья»-то хоть была?
В любой книжке с описанием Ледового побоища мы увидим хрестоматийную схему битвы: полки левой и правой руки, средний полк («чело») и некий засадный полк со стороны псковско-новгородского войска Князя Александра Ярославича, и узкая, длинная колонна, заострённая спереди у немцев. Вообще-то, ни одна хроника XIII века не содержит ни малейшего описания построения, но мы же точно знаем, что тевтоны всегда наступали строем «кабанья голова», или по-русски «свиньей» - клином, призванным пробивать строй противника.
Однако даже несколько минут раздумий и минимальное количество воображения способны пробудить сомнения в целесообразности такого боевого порядка. Построить немногочисленных рыцарей (а рыцари были штучными боевыми единицами, вроде тяжелых танков ХХ века) так, чтобы исключить из боя большинство их и создать максимум неудобств? Ведь как только острие клина войдет в столкновение с противником, движение замедлится, убитые и раненые всадники и кони станут препятствием для задних рядов, неизбежно начнётся свалка... Если же в середине строя находятся пешие кнехты, то рыцари будут вынуждены ограничивать скорость атаки, примеряясь к возможностям бега пеших воинов в тяжёлых доспехах, лишаясь тем самым своего главного козыря – ударной инерции.
И, наконец, строй колонной буквально провоцирует окружение развернутыми порядками противника!
Немудрено, что ни в Уставе Немецкого ордена братьев госпиталя Пресвятой Девы Марии Тевтонского Дома, ни в многочисленных описаниях его сражений «кабанья голова» или строй клином не упоминается ни разу. Так откуда же он взялся, этот строй?

Один из первых русских историков В.Н. Татищев в своей «Истории Российской», изданной в 1784 г., описывая бой на Чудском озере, пишет «и немцы пробишася свиньёю». Н.М. Карамзин в 4 томе «Истории государства Российского» трактует это уже творчески: «Немцы острою колонною врезались в наши ряды...»
С.М.Соловьев в «Истории России с древнейших времён» объединяет выражения в единое целое («немцы и чудь пробились свиньёю (острою колонною) сквозь русские полки...»), после чего «острая колонна» становится как бы общеизвестным фактом.
Е.В. Чешихин в своей «Истории Ливонии» (1884г.) пишет уже «На солнечном восходе немцы и чудь, построившись своим обычным военным строем, клином (свиньёю, как называли на Руси такой боевой порядок), ударили на русских и прорвали их линию...»
Ну, а в ХХ веке «свинья» становится аксиомой. Т.Я.Зейда в «Истории Латвийской ССР» пишет: «Александр Невский хорошо знал, излюбленный приём немецкой тактики – наступления боевым порядком в виде клина или треугольника, направленного остриём вперёд». Мало того, что прием уже «излюбленный», его и Александр Ярославич хорошо знал! Интересно, откуда, если это было его первое столкновение с тевтонами...
Ну, а ответ, скорее всего, можно найти в «Новгородской первой летописи», где пресловутая свинья поминается дважды, в описаниях Ледового побоища («и наехаша на полкъ Немци и Чюдь и прошибошася свиньёю сквозе полкъ, и бысть сеча ту велика Немцемь и Чюди») и Раковорской битвы 1268 г. («И тако въспятишася от города, и узреша иныи полчищь свинью великую, которая бяше вразилася въ возникы новгородьскые»). Примечательно, что в обоих случаях говорится о том, что немцы в результате атаки пробились к обозу. Получается, речь идет не о боевом построении, а просто летописец пользовался для эмоционального усиления образа выражением сродни поговорке «лезет, как свинья к корыту».
Так эпитет за несколько столетий превратился в тактический боевой приём.

Всем, кого заинтересовала эта история, я рекомендую почитать первоисточник:
А.П.Бахтин «Ледовое побоище. О построении свиньей или острой колонной» Сборник «Слово.РУ: Балтийский акцент.» №2-3 БФУ им.И.Канта Калининград, 2015, стр. 63-86.
__________________
С уважением
Дмитрий

Последний раз редактировалось Komthur; 05.04.2018 в 00:40.
Komthur вне форума   Цитата
Сказали cпасибо (9):
BARSUK72 (05.04.2018), Colobox (05.04.2018), Focus_nik (06.04.2018), Maksus (05.04.2018), MMA1963 (05.04.2018), Parci (05.04.2018), parovoz (05.04.2018), Seras (05.04.2018), Андрей@ (05.04.2018)