26 июня 1907 г. 110 лет назад
Тифлисская экспроприация
Площадь Эриванского в Тифлисе -
место, где произошла экспроприация
(13) 26 июня 1907 года в Тифлисе незадолго до полудня кассир и счетовод Тифлисского филиала Государственного банка сопровождаемые тремя караульными и пятью казаками эскорта, получили на Тифлисской центральной почтовой станции 250 000 рублей ассигнациями, погрузили деньги на двух извозчиков и собрались в обратную дорогу. Маршрут их пролегал через Сололакскую улицу и Эриванскую площадь, где в то время располагался штаб Кавказского военного округа. Путь был недальний, хорошо знакомый и, в силу того, что пролегал буквально перед воротами военного штаба, безопасный. Казалось, ничто не предвещало беды.
При проезде через Эриванскую площадь большевистские боевики под руководством С.А. Тер-Петросяна («Камо») и Л.Б. Красина («Никитич») ограбили карету инкассаторов.
Телеграмма заведующего особым отделом полковника Бабушкина в Департамент Полиции, Тифлис, 13 июня 1907 года.
«Сегодня в 11 утра Тифлисе на Эриванской площади транспорт казначейства в 250 тысяч был осыпан семью бомбами и обстрелян с углов из револьверов, убито два городовых, смертельно ранены три казака, ранены два казака, один стрелок, из публики ранены 16, похищенные деньги за исключением мешка с девятью тысячами изъятых из обращения, пока не разысканы, обыски, аресты производятся, все возможные аресты приняты».
Полиция Империи была поставлена на ноги. О случившемся были тут же извещены первые лица Департамента полиции. Как это делалось всегда в подобных случаях. Часть похищенных денег, 100 000 рублей, были в 500-рублёвых купюрах номера которых были известны. Номера краденных купюр были переданы по телеграфу во все коммерческие и государственные банки Российской империи и за границу. Поэтому несколько человек были задержаны при попытке размена этих денег.
Экспроприированные деньги пошли на партийные нужды: оружие, подпольные типографии, транспорт, подкуп пограничной охраны, содержание функционеров и вождей-эмигрантов.
Меньшевики публично осудили подобный способ финансирования. Позднее Ленин писал в статье «Партизанская война»: «Интересующее нас явление есть вооружённая борьба. Крупные экспроприации (кавказская в 200 с лишним тысяч рублей, московская 875 тысяч рублей) шли именно на революционные партии в первую голову… Марксист стоит на почве классовой борьбы, а не социального мира. В известные периоды острых экономических и политических кризисов классовая борьба доразвивается до прямой гражданской войны, т.е. вооружённой борьбы между двумя частями народа. В такие периоды марксист обязан стоять на точке зрения гражданской войны. Всякое моральное осуждение её совершенно недопустимо с точки зрения марксизма».