11 мая 1891 г. 126 лет назад
Инцидент в Оцу
(29 апреля)
11 мая 1891 года в японском городе Оцу совершено покушение на наследника русского престола цесаревича Николая Александровича. Когда будущий император ехал на рикше вместе с греческим принцем Георгом (правнук Николая I) и японским Арисугавой, на него напал местный полицейский Цуда Сандзо. Хотя Георг успел предотвратит убийство, Цуда успел нанести Николаю два скользящих удара саблей. Цесаревич был ранен в голову.
Будущий император так описывал этот случай в дневнике: «Проснулся чудесным днем, конец которого мне не видать, если бы не спасло от смерти великое милосердие Господа Бога. Из Киото отправились в дженрикшах в небольшой город Оцу... В Оцу поехали в дом губернатора. У него в доме, совершенно европейском, был устроен базар, где каждый из нас разорился на какую-нибудь мелочь. Тут Джорджи (Георг) и купил свою бамбуковую палку, сослужившую через час мне такую великую службу. После завтрака собирались в обратный путь, Джорджи и я радовались, что удастся отдохнуть в Киото до вечера. Выехали в джен-рикшах и повернули налево в узкую улицу с толпами по обеим сторонам. В это время я получил сильный удар по правой стороне головы, над ухом. Повернулся и увидел мерзкую рожу полицейского, который второй раз на меня замахнулся саблей в обеих руках. Я только крикнул: "Что, что тебе?"... И выпрыгнул через джен-рикшу на мостовую. Увидев, что урод направляется ко мне, и никто не останавливает его, я бросился бежать по улице, придерживая рукой кровь, брызнувшую из раны. Я хотел скрыться в толпе, но не мог, потому что японцы, сами перепуганные, разбежались во все стороны. Обернувшись на ходу ещё раз, я заметил Джорджи, бежавшего за преследовавшим меня полицейским... Наконец, пробежав всего шагов 60, я остановился за углом переулка и оглянулся назад. Тогда, слава Богу, все было окончено. Джорджи - мой спаситель, одним ударом своей палки повалил мерзавца, и, когда я подходил к нему, наши джен-рикши и несколько полицейских тащили его за ноги. Один из них хватил его, его же саблей по шее».
Требований о компенсации со стороны Российской империи предъявлено не было. Годы спустя, по словам историка Джорджа Ленсена, травмой головы политические противники Николая объясняли его недостатки как главы государства.
Этимология выражения «японский городовой» связана с покушением японского полицейского (городового) на будущего императора Николая II.