В городке Кархула, близ Котки, при местном аэроклубе организован маленький и абсолютно бесплатный музей авиации, единственный в Южной Финляндии.
Аэроклуб активно действует, на момент нашего посещения там было готово к вылету штук пять планеров.


В углу сиротливо ржавеет старенький тягач.

Первый планер аэроклуба "Харакка-1" был оставлен на хранение в 1959 году.
Фактически же музей начал свою деятельность в августе 1992 года, когда ВВС Финляндии передали в клуб на хранение списанный самолет Fouga CM 170 Magister FM-43. Вначале этот самолет находился в планерном ангаре.
Осенью 1995 года был построен музейный зал, в который были перемешены музейные самолеты и планеры.

К сезону 2008 года музейный зал был расширен. В настоящее время в музее представлена постоянная экспозиция самолетов и планеров.
У основанного в 1945 году аэроклуба кроме музейной деятельности есть другая задача - задача сохранения военного аэродрома 34-ой истребительной эскадрильи, отсюда и связь деятельности музея с финскими ВВС.
Аэродром Кюми был построен в годы войны (1942-43 годах) для истребительной эскадрильи самолетов Messerschmitt Bf 109 противовоздушной обороны города Котка. О чем нам красноречиво напоминает этот памятник со свастикой.

В музее объектов совсем немного. Планеры и несколько самолетов.
Alanne Moottoriharakka (OH-U276)
Пентти и Эеро Аланне сконструировали эту модель сверхлегкого моторного планера из планера «Harakka II». Крылья и штурвал планера «Harakka» были установлены на новый корпус, и новый самолет был оснащен двигателем от Citroen 2CV.
В начале 90-х годов на планере было совершено около 50 часов полетов. Затем машина была передана в музей. Моторный планер не поддерживается в рабочем состоянии. OH-U276 – это единственный построенный экземпляр такого типа.
Fibera KK-1e Utu (OH-LKF)
Utu – это первый финский планер, с корпусом из стекловолокна. Прототип поднялся в воздух в августе 1964 года. Во времена деревянных планеров эта модель считалась особенно совершенной. Планеры были построены на заводе Фибера в Ловизе и Йокела. Всего было изготовлено 50 единиц.
У клуба в Кархула было даже два планера «Уту». Музейный планер модели OH-LKF (OH-347) использовался клубом с осени 1968 до весны 1971 года и на нем произведен 231 полет.
Grunau Baby (OH-BAF)
Производство немецкого планера Grunau Baby было завершено в 1938 году.
В клубе отремонтировали корпус, но у планера крыльев, и они все еще в листе пожеланий музея.
Harakka II (H-57)

Элементарный планер финского производства. Модель «Harakka II» была разработана на основе модели «Harakka I». Прототип впервые поднялся в воздух осенью 1946 года. Всего было изготовлено 27 «Harakka II». Модель была использована в 1940-1950 гг. при обучении полетам на планерах.
Планер H-57, представленный в музее, был построен Аэроклубом поселка Инкеройнен в 1955 году, был передан музею на хранение и для восстановительного ремонта. Находится в полной готовности к полетам.
Harakka III/PIK-7 OH-031 (H-34)
Элементарный планер финского производства. Модель «Harakka III» была разработана на основе «Harakka II» - в планере был заменен корпус. Планер был изготовлен в 1948 году. Был построен всего один планер типа «Harakka III», H-34. Его полеты закончились в регионе Кюми в 1960 году, в то время планер находился в распоряжении аэроклуба г. Хамина.
Аэроклуб г. Кархула практически спас самолет, находившийся на чердаке дома, предназначенного на снос, сотрудники отремонтировали планер и в 2002 году планер совершил первый полет. Сегодня он находится в полной готовности к полетам.
PIK-5c Cumulus (OH-151)
PIK-5c - учебный планер финского производства. Эта модель была разработана Кейо Тиусаненом на основе более ранних модификаций PIK-5.
Прототип планера PIK-5 впервые поднялся в воздух в сентябре 1946 года. Модель планера PIK-5 была самой распространенной моделью планера в Финляндии в 50-х годах.
Было изготовлено 34 планера. В 1962–1965 гг. Аэроклуб г. Кархула использовал собранную в клубе модель PIK-5b OH-PBL.
Экспонируемый в музее планер модели PIK-5c OH-151 был собран в Аэроклубе Инкеройнен. Машина находится в полной готовности к полетам. Полностью отремонтированный планер совершил свой первый полет в регионе Кюми 21.10.2000.