18 ноября 1686 г. 330 лет назад
Людовику XIV удаляют фистулу на геморроидальной шишке
Гиацинт Риго. Людовик XIV (Фрагмент)
Король Франции Людовик XIV (1638–1715) имел серьёзные проблемы со здоровьем. Он страдал головными болями, подагрой, периоститом и (как утверждают некоторые историки) сахарным диабетом. К 1686 году Людовик XIV приобрёл ещё одно заболевание – фистула (свищ) на геморроидальной шишке, от которого он долгое время не мог избавиться.
31 января 1686 года в Версале состоялся консилиум медиков. Коллегиально королю был поставлен диагноз «абсцесс седалища», причиной которого, по мнению консилиума, стало чрезмерное увлечение монарха верховой ездой. О весьма условном соблюдении королём личной гигиены врачи тактично умолчали. Короля начали лечить припарками с отварами листьев и семян различных растений в смеси воды и уксуса, которые накладывали на болезненное место по нескольку раз в сутки.
В стране возникли толки о скорой смерти короля, началась паника. В этих условиях Людовик XIV решился на хирургическое удаление геморроидального свища, обратившись за помощью к цирюльнику по имени Шарль-Франсуа Феликс.
Шарлю-Франсуа Феликсу дали шесть месяцев на то, чтобы он придумал способ, который смог бы облегчить страдания короля. По истечении нескольких месяцев Феликс создал два инструмента для выполнения сложной операции – расширитель и скребок.
Рано утром
18 ноября 1686 года в спальне короля в Версальском замке все было готово к операции. К 7 часам утра в Версале собрались: Шарль-Франсуа Феликс, врачи Антуан д’Акен и Гай Фагон, четыре аптекаря с успокоительными лекарствами, морганатическая жена короля маркиза де Ментенон, священник местного прихода Франсуа д’Аи де ла Шез, 25-летний дофин и маркиз де Лувуа, отвечавший за секретность действа. После того, как король принял ванну, получил успокоительные, помолился, встал в коленно-локтевое положение и произнёс: «
Mon Dieu, je me remets entre vos mains!» («
Мой Боже, я отдаю себя в руки Твои!»), Шарль-Франсуа Феликс приступил к операции. Руки его дрожали…
Сделав 2 разреза скальпелем и 8 дополнительных насечек ножницами, цирюльник широко раскрыл отверстие свища, промыл рану винным уксусом и дренировал серебряной трубкой. Все время, пока шла операция, врачи удерживали короля, мадам де Ментенон со священником истово молились, военный министр, прикрыв ладонью рот, с ужасом наблюдал за происходящим, со лба снявшего парик хирурга градом лил пот, а король повторял, обращаясь более к оператору, нежели к своим подданным: «
Запомните, господа! Сейчас я не король, а простой пациент! Не стесняйте моего цирюльника! Пусть он делает со мной то же, что сделал бы с простым крестьянином!»
Это была первая в Европе настоящая хирургическая операция. Операция была чрезвычайно болезненной. Людовик XIV вёл себя очень мужественно.
В 10 часов не издавшему ни одного стона королю наложили повязку, дали успокоительное, и Людовик заснул. В течение декабря Феликс трижды расширял наружное отверстие свища, грозившее закрыться. Но король уже выздоравливал. 11 января 1687 года он впервые после операции вышел на прогулку, а к середине февраля совершенно поправился.
По случаю выздоровления короля во всех церквях Франции прошли благодарственные молебны. За удачную операцию врач Шарль-Франсуа Феликс получил дворянство.
Проведённая операция стала поворотным моментом в истории медицины, это помогло узаконить хирургию. Врачи стали рассматривать её как реальную альтернативу в лечении некоторых болезней. Врачи и пациенты перестали бояться ланцета и скальпеля.