Одно из самых мощных антиколониальных движений на африканском континенте в послевоенное время получило известность как «Восстание мау-мау».
Восстание объединило представителей крупнейших народов современной Кении, а тогда — Колонии и Протектората Кении, которые не были довольны британским господством над этой территорией.
Начало движения мау-мау уходит во вторую половину 1940-х годов, когда на волне завершения Второй мировой войны практически во всех колониях европейских государств активизировались национально-освободительные движения. К этому времени в колониях уже имелась собственная национальная интеллигенция, многие выходцы из колоний прошли фронты Второй мировой и получили представление о жизни в других странах, а также опыт общения с европейскими солдатами и офицерами левых и демократических взглядов. Все это, в совокупности с обычными для колоний проблемами социального неравенства, экономической неудовлетворенности, и способствовало развитию национально-освободительных движений.
Костяк мау-мау составили представители народа кикуйю. Это — крупнейший народ Кении.

В настоящее время его численность достигает 6 млн. человек. В основном это земледельцы, а также скотоводы, говорящие на языке кикуйю группы банту бенуэ-конголезской языковой семьи. Кикуйю исповедовали и продолжают исповедовать свои традиционные верования, при этом подвергшись значительной христианизации в колониальный период.
Будучи крупнейшим народом Кении, именно кикуйю стояли у истоков национально-освободительного движения страны в середине ХХ века. Объяснялось это тем, что в колониальной Кении кикуйю оказались в очень неблагоприятном экономическом положении. Европейские фермеры с разрешения и при прямой поддержке колониальных властей захватывали для себя лучшие сельскохозяйственные земли.
Кикуйю лишались хозяйственной базы и были вынуждены поступать батраками на европейские фермы и плантации, или идти в наемные рабочие. Более того — значительная часть кикуйю маргинализовывалась и пополняла ряды городских пауперов, оседая на окраинах Найроби и формируя там трущобные поселки с многочисленным населением, перебивающемся случайными заработками, а то и откровенным нищенством и криминалом. Многих кикуйю британские власти практически насильно использовали для различных работ — и в сельском хозяйстве, и в промышленности, фактически превращая их в аналог рабов.
Кикуйю по национальности и ветераном Второй мировой войны был и основатель движения «мау-мау» Дедан Вачиури
ТиматиКимати (1920-1957).
Он родился в Ньери, сумел окончить миссионерскую школу и получить работу учителя в начальной школе. Затем он пошел на службу в колониальную администрацию — то есть, начал путь типичного представителя местной образованной прослойки населения.
Как и многие кенийцы, Кимати был мобилизован во Вторую Мировую войну и служил в британских колониальных войсках.
Участником повстанческого движения он стал в конце 1940-х годов и быстро выдвинулся на руководящие позиции как образованный человек, тем более с опытом военной службы.
В октябре 1952 года именно Кимати возглавил крупнейшую группировку «мау-мау», действовавшую в районе лесистых гор Абердэр.
Антибританское движение кикуйю появилось еще в 1920 году — это была Ассоциация молодых кикуйю, созданная в Найроби местными жителями. В 1922 году ее демонстрация была расстреляна британскими полицейскими, причем жертвами разгона демонстрации стало 25 человек. Политический режим в колонии был ужесточен, однако это скорее сыграло против британцев. Вместо того, чтобы легализовать оппозицию и иметь контроль за ее настроениями, лидерами и деятельностью, британские власти сами способствовали уходу антиколониальных активистов в подполье.
Само происхождение названия «мау-мау» точно неизвестно. Существует несколько версий.
Первая — о том, что это — общее название народа кикуйю британскими колонизаторами.
Вторая — о том, что это сокращение слова на языке суахили «Mzungu Aende Ulaya, Mwafrika Apate Uhuru» — «Пусть европейцы вернутся в Европу, Пусть африканцы восстановят независимость».
Скорее всего, британцы использовали для обозначения восстания слово «мау-мау» целенаправленно — чтобы создать повстанцам в глазах мировой общественности имидж дикарей, подавление которых не является чем-то зазорным и антигуманным.
Ведь на самом деле повстанческая организация называлась вполне современно и «цивильно» — Кенийская армия земли и свободы (KLFA).
Определенную роль в ее создании сыграли культы «дини», последователями которых становилось все большее количество кенийцев.
Эти культы носили отчетливо антибританский характер, одновременно привлекая местное население всевозможными благами — исцелением болезни, ростом репродуктивных возможностей, предотвращением падежа скота и так далее. Однако при этом от своих адептов лидеры культов требовали не исполнять христианских обрядов, не носить европейскую одежду, не бриться, не говорить по-английски и так далее.
То есть, по возможности максимально отрицать порядки и культуру, навязываемые колонизаторами.
Первые известия о появлении повстанческого движения в Кении относятся к 1948 году, а к 1950 году оно сильно активизировалось. Начались поджоги ферм и домовладений европейцев.

В 1952 году губернатор колонии Эвелин Баринг объявил чрезвычайное положение на территории Кении. Это было связано с возросшей активностью антиколониальных сил. Губернатор затребовал дополнительные войсковые контингенты, которые были переброшены в Кению из других африканских колоний Великобритании и из региона Суэцкого канала.


Среди перебрасываемых войск были и британские, и африканские подразделения. Колониальными властями было выдано 183 ордера на арест кенийских оппозиционеров и уже к утру 21 октября 1952 года было задержано около ста активистов.
Тем не менее, подавить движение этими репрессивными мерами британским властям не удавалось, так как «мау-мау» пользовались широкой поддержкой среди населения. В столице колонии Найроби происходили массовые аресты и обыски, в особенности в пригородах города, где проживали переселенцы из деревень, традиционно более склонные к антиколониальным настроениям.
Одной из основных форм деятельности «мау-мау» стали атаки на фермы европейских землевладельцев.
В колонии проживало большое количество фермеров — англичан и представителей других европейских наций, которые имели внушительные землевладения и пользовались трудом местных батраков и слуг.
Последний фактор их и подставлял — африканские слуги сочувствовали соплеменникам — повстанцам, а не европейским хозяевам и при удобном случае выступали в качестве наводчиков.
Однако, надо отдать должное, далеко не во всех случаях африканские слуги выступали на стороне повстанцев.
Так, когда 29 октября 1952 года в знак отмщения за начало массовых репрессий против движения «мау-мау» был убит первый белый фермер Эрик Бойер, двух его слуг — африканцев повстанцы также убили.
Нападения на фермы европейцев совершались мобильными группами примерно около десяти человек. Однако имели место и куда более массовые нападения «мау-мау», в которых участвовали сотни повстанцев.
При этом колониальные власти никак не могли обезопасить белое население Кении. В ответ на нападения британские власти проводили рейды по территориям, где могли базироваться «мау-мау». Прежде всего, это были лесные массивы, в особенности в районе современных национальных парков Эбурру и Абердер.
Июнь 1953 года отметился назначением генерала Джорджа Эрскина (1899-1965) на пост командующего войсками в регионе.
Это был опытный военнослужащий британской армии, в годы Второй Мировой войны командовавший танковой дивизией, воевавшей на территории Северной Африки, Италии и Нормандии, затем служивший в должностях главнокомандующего войсками в Гонконге, главнокомандующего Восточным командованием британских войск.
Он был известен не только своим боевым опытом, но и большими связями в британских верхах, которые позволяли ему поступать сообразно собственной точке зрения, не сильно прислушиваясь к мнению общественности и парламентариев.
Одновременно кенийское командование переподчинили непосредственно Лондону, тогда как раньше оно подчинялось штабу в Каире. После этого значительно ужесточились полицейские операции. В фильтрационных лагерях содержалось около 12 тысяч кенийцев, арестованных по обвинению в сотрудничестве с повстанцами.
15 января 1954 г. в руки полиции попал сам Варухиу Итоте (известный также как
Генерал Китай. Примечательно, что лидер восставших Димати именовался как
Генерал Россия) — один из ключевых руководителей движения, допрос которого помог колониальным властям ответить на многие вопросы относительно внутренней организации повстанческого движения, его обеспечения боеприпасами и продовольствием, мест базирования и так далее.
Чтобы добиться хоть каких-то результатов в борьбе с повстанцами, британские власти крайне ужесточили порядки в колонии, стремясь запугать местное население.
Было принято постановление о расстреле на месте любого африканца, который появится в районах предполагаемого базирования «мау-мау». Однако поскольку значительная часть повстанцев базировалась и в пригородах Найроби, постепенно комендантский час и полицейские зачистки стали неотъемлемыми спутниками жизни африканского населения столицы.
24 апреля 1954 года в столице было введено осадное положение, после чего начались тотальные проверки африканского населения.

Все подозрительные африканцы отправлялись в фильтрационный лагерь. Одновременно началось строительство дорог в лесных массивах, в воздух была поднята авиация.
Понимая, что одними лишь армейскими частями и полицией проблему «мау-мау» не решить, британские власти приступили к реализации старой идеи создания контрпартизанских отрядов.
В них нанимали местных уголовников и амнистированных повстанцев, которые, будучи африканцами, куда лучше знали местные тропы и занимались отловом соплеменников.
В 1953 году это подразделение было объявлено составной частью африканских колониальных войск.
Таким образом, кенийское общество разделилось. Одна часть поддерживала повстанцев и снабжала их продовольствием и людскими ресурсами, другая поддерживала колониальные власти. Естественно, что вскоре началось и вооруженное противостояние между двумя группами населения. Контрпартизанские отряды охотились на повстанцев и сочувствующих им крестьян, попутно занимаясь грабежами и насилием над мирным населением.
В свою очередь повстанцы карали смертью за сотрудничество с властями, в том числе не брезговали сожжением деревень, населенных «коллаборационистами» и уничтожением крестьян, отказывавшихся выступать против британских колонизаторов.

Постепенно британское командование проявляло все большую изобретательность в поиске эффективных методов контрпартизанской борьбы, обращаясь, в том числе, и к опыту борьбы с коммунистическими партизанами в Британской Малайе.
Для разведывательных операций против повстанческого движения колониальными властями были созданы специальные группы, которые действовали под видом «мау-мау». В эти группы входило 8-10 человек. Как правило, их костяк составляли выступавшие на стороне властей кикуйю.
В каждой группе был белый — руководитель. Он гримировался под негра, одевал парик из волос убитого повстанца или шляпу.
При этом к белому командиру приставлялся боец — телохранитель, задачей которого было отвлечение внимания от командира и его прикрытие в случае опасности. Одевались разведчики в одежду, снятую с убитых «мау-мау», которая специально не стиралась, чтобы не выдать чистым запахом людей, маскирующихся под партизан, живущих в лесу. Входя в деревню кикуйю, симпатизировавшую повстанцам, разведчики просились на ночлег под видом «мау-мау» и разузнавали информацию. После этого информация сообщалась контрпартизанским командам.
В состав этих команд входило обычно 3 британских полицейских, 15 африканских полицейских и проводник. Кроме этих подразделений действовали и отряды самообороны, созданные белыми фермерами, которые проводили самостоятельные рейды по деревням, поддерживавшим партизан, действуя, прежде всего, в целях устрашения местного населения.
Британская пропаганда, с целью очернить «мау-мау» в глазах мировой общественности и снизить их поддержку кенийским населением, постоянно распространяла негативную информацию об их деятельности, в том числе обвиняя их в излишней жестокости, расправах над мирным населением и даже использовании колдовских методов и черной магии.
Для африканцев последние обвинения были особенно значимы — многие темные крестьяне переставали сочувствовать повстанцам из-за боязни связываться с колдунами. «Мау-мау» умудрялись обвинять даже в скотоложстве, причем с ритуальными целями — очевидно для того, чтобы представить максимальными дикарями, недостойными жалости со стороны цивилизованного общества.
Тем не менее, жестокость «мау-мау» была преувеличена — за все годы существования они убили лишь 32 европейских фермеров и 49 индийцев (в Восточной Африке выходцы из Индии всегда были привилегированным сословием, вторым после европейцев, и занимались бизнесом или служили в колониальной администрации).
Что касается мирного населения, то здесь «мау-мау» были более жестоки — они убили 1800 представителей кенийских народов, сотрудничавших с колониальными властями.
В боевых действиях с «мау-мау» погибло 200 британских военнослужащих, сотрудников полиции, около 500 «Королевских Африканских Стрелков» — местного корпуса колониальных войск. Неизвестно, чтобы «мау-мау» совершали нападения на объекты инфраструктуры, занимались экономическими диверсиями.
Британские военные и полицейские действовали не менее, а то и более жестоко, чем подавляемые ими повстанцы. Так, один из белых фермеров так описывал свое участие в издевательствах над пленным повстанцем: «К тому времени я отрезал его яйца и уши и выколол его глаза. Жаль, он умер прежде, чем мы получили от него много информации» (Elkins Caroline Britain's Gulag: The Brutal End of Empire in Kenya. — London: Pimlico, 2005. ). Известны случаи жестоких групповых изнасилований местных женщин, издевательств над ними посредством засовывания бутылок и прочих предметов в половые органы, отрезания половых органов мужчинам. Кастрация захваченных в плен повстанцев, да и мирных жителей, которые только подозревались в симпатиях к «мау-мау», приняла в Кении массовый характер. Так поступали с очень многими мужчинами, попавшими по подозрению в симпатиях к повстанцам в фильтрационный лагерь. Вообще, британские колонизаторы не в меньшей степени, чем «нецивилизованные» кенийские крестьяне — повстанцы, проявляли изощренные садистские наклонности. По официальным данным британских властей во время восстания было убито 11 500 повстанцев «мау-мау», тогда как жертвы среди мирного населения долгое время отрицались. По мнению же независимых исследователей, в том числе и британских, число жертв среди мирного населения исчисляется десятками тысяч и составляет примерно 50-70 тысяч человек.
В октябре 1956 года был захвачен лидер «мау-мау» Кимати. 17 октября он был ранен, но сумел бежать в лес. Однако 28 часов в непрерывном пути по лесу сделали свое дело — он сильно ослаб, хотя смог продержаться в лесу 4 дня, пока 21 октября не был обнаружен полицейским. В феврале 1957 года Кимати казнили.
Считается, что движение «мау-мау» фактически прекратило свое существование в 1956 году, а в 1960 году было отменено чрезвычайное положение в колонии.
Декабрь 1963 года ознаменовался для Кении официальным провозглашением государственной независимости.
В независимой Кении участники восстания «мау-мау» далеко не сразу превратились в национальных героев.
В современной Кении «мау-мау» стали героизировать. Был введен специальный праздник «День Героев» 20 октября, посвященный памяти «мау-мау».