Вся внешняя экспозиция представлена на этом фото
Она разделена на 14 блоков (правда, что такое "Интерактивная площадка" я не понял. Видимо маленькая очень)
1. Артиллерийские орудия XVI - середины XIX века
2. Артиллерийские орудия конца XIX - начала XX века
3. Артиллерийские орудия 1930хх
4. Буксируемая и самоходная артиллерия 1941-1945
5. Зенитные орудия
6. Буксируемая и самоходная артиллерия после 1945
7. ТиОТРК
8. ЗРК
9. ПТРК
10. РСЗО
11. Реликвийные орудия
12. Техника инженерных войск
13. Техника войск связи
14. Интерактивная площадка
По этому плану и пройдемся.
Артиллерийские орудия XVI - середины XIX века (97 экспонатов).
Это в основном гладкоствольные орудия и их стволы: пищали, полевые, корабельные и береговые пушки, гаубицы, единороги и мортиры.
Среди них есть уникальные образцы, созданные отечественными мастерами.
Украшение коллекции — пищали древнего стенобитного наряда (осадной артиллерии). Созданные в конце XVI — начале XVII в., они являются наглядным примером расцвета пушечного дела на Руси.
Это творения знаменитых пушечных мастеров Андрея Чохова (пищали «Лев»,
«Скоропея» («Царь Ахиллес»)
и Семена Дубинина — «Медведь».
Каждое из этих орудий имеет свою историю и судьбу.
Например, пищаль «Царь Ахиллес» в 1633–1634 гг. входила в состав артиллерии русских войск, осаждавших Смоленск, и стала трофеем польских войск. До 1703 г. находилась в г. Эльбинге, где ее захватили шведы. В 20-х гг. XVII в. пищаль выкупили у шведов русские купцы Ф. Аникеев и П. Барсуков (Борсуков) и доставили в Петербург. По указу Петра I купцам было уплачено за нее 1540 рублей серебром. Кроме того, Аникееву был отлит памятник, а Барсукова Петр I пожаловал золотой табакеркой с надписью «За неоднократные услуги».
Кроме отечественных, в комплексе представлены 44 ствола орудий, созданных средневековыми мастерами семнадцати стран Европы и Азии: Швеции, Польши, Франции, Англии, Италии, Турции, Персии и др.
Десять орудий созданы рижскими мастерами. Некоторые имеют собственные имена, такие, как «Рижский лев» и "Маленькая кошечка", «Сампсон», «Дети Марса», «Большой дракон».
Стволы этих орудий украшены богатым декором и гербами. Кроме собственных имен на них отлиты девизы, имена мастеров, пожелания и устрашающие надписи.
Вот лишь некоторые из них: «Дети Марса не велики, но воинственны и ловки к делу; во имя Бога расплавлена я; отлил меня Ганс Мейер. 1586 г.» (пушка «Дети Марса»).
«Называюсь я Сампсоном Сильным и в родстве с рижскими господами. Все нечестивые да бегут от меня, а не то я их накажу» (пушка «Сампсон»).
«Когда я, Маленькая кошечка, ловлю мышей, то слышен шум; когда я ударю, ничто не уцелеет; меня можно найти в городе Риге. 1568 г.» (пушка «Маленькая кошечка» - справа на фото).
«Бесформенный металл, отлитый в такую громаду, называется по праву «Рижским львом» и предназначен для того, чтобы рыкать за Ригу и разрушать окопы; отцам и отечеству посвящает патриот» (пушка «Рижский лев»).
«Дума назвала меня «львом Ревеля», чтобы разбивать его врагов, которые не хотят жить с ним в мире». 1559 г. (пушка «Ревельский лев» - слева на фото).
Благодаря этим старинным орудиям до нашего времени сохранились имена мастеров-литейщиков. Среди них Григорий Наумов, Яков Дубина, Пантелей Яковлев, Логин Жихарев (Россия), Георг Мейер (Рига), Герхард Мейер (Швеция), Иоганн Гильгер (Саксония), Ассеверус Костер (Голландия), Мохаммед Кетхуда, Ибрагим (Турция), Даниил Тим (Польша), Жан Мориц (Франция), Антоний Цехентер (Австрия), Альбергети, Иннокентий Джордани (Италия) и др.
В этом же комплексе — первые нарезные казнозарядные крепостные и осадные пушки, мортиры обр. 1867 и 1877 гг.