1 октября 1962 г. 54 года назад
Началась операция «Кама»
Дизельная подводная лодка проекта 641
В обстановке строжайшей секретности
1 октября 1962 года советские дизельные подлодки отправились из Полярного в Баренцево море. На каждую было загружено 22 боевые торпеды, в том числе по одной с ядерным зарядом. О сути и характере задания объяснений не давалось, сборы были стремительными.
В поход ушли четыре подлодки 69-й бригады Северного флота: Б («Буки»)-4, Б-36, Б-59 и Б-130. Американцы называли их «фокстротами». За день до выхода на операцию командиром бригады назначен капитан 1 ранга Агафонов Виталий Наумович. Начальник штаба бригады -
капитан 2 ранга Архипов Василий Александрович, заместитель командира бригады по политчасти - капитан 2 ранга Смирнов Б.Н. Командиры подводных лодок: «Б-4» - капитан 2 ранга Кетов Р.А., «Б-36» - капитан 2 ранга Дубивко А.Ф., «Б-59» - капитан 2 ранга Савицкий В.С., «Б-130» - капитан 2 ранга Шумков Н.А.
Только в Баренцевом море, получив специальный радиосигнал и вскрыв пакеты, они узнали: предписан курс на Кубу, в порт Мариэль для «выполнения интернационального долга». О том, сколь стремительно меняется обстановка на суше, знать не могли... И о том, что буквально через несколько дней мир окажется на грани ядерной войны, и о том, что начало этой войны будет зависеть напрямую от них – тоже.
Первоначально планировали отправить в поход атомные подлодки, но все они оказались неисправными. Дизельные подлодки 641-го проекта не были рассчитаны на плавание в тропических широтах: аккумуляторные батареи не имели искусственной вентиляции и быстро «закипали» - выделяли в отсеки взрывоопасный водород. Не было на лодках и дистилляционных установок для получения пресной воды. Подводники не умывались и не брились, в сутки каждый получал по два стакана компота и ещё два - чая. Синие форменные рубашки и шорты расползались от едкого пота. В дизельных отсеках температура доходила до 60 градусов. Были люди, которым за весь 90-суточный поход не удалось сделать глоток свежего воздуха. Многие члены экипажа потеряли в весе до 50 процентов.
Советские подлодки прорвались через пять натовских противолодочных рубежей, испытали близкие разрывы глубинных бомб, чудом ускользали от таранных атак эсминцев. Когда разряжались батареи, подлодки вынуждены были всплывать прямо посреди американской эскадры. Целый месяц советские подводники играли в кошки-мышки с американцами, пока 14 ноября 1962 года не получили приказ скрытно уйти на базу, куда благополучно прибыли в начале декабря 1962 года.
На встрече с личным составом вернувшихся подлодок член Военного Совета - начальник Политуправления Северного флота вице-адмирал Сизов, подводя итоги похода, высказался откровенно: «А мы вас живыми и на ждали».
В январе 1963 года начальник штаба 69-й бригады подлодок и командиры подводных лодок «Б-4», «Б-36», и «Б-130» были вызваны в Москву, где докладывали о результатах похода Главкому ВМФ, а затем и Первому заместителю Министра обороны СССР Маршалу Советского Союза А.А. Гречко, который выразил неудовольствие действиями подводников и был очень удивлён, когда узнал, что подводные лодки, участвовавшие в операции «Кама», были не атомные, а дизельные. А ведь впервые после Великой Отечественной войны дизельные подводные лодки столкнулись лицом к лицу с активным противодействием всей мощной противолодочной системы США, в условиях, когда мир находился на грани развязывания ракетно-ядерной войны, и вышли из этого столкновения с честью.