1 августа 1966 г. 50 лет назад
Призыв к началу «культурной революции»
С 1 по 12 августа 1966 года в Пекине проходил XI пленуме ЦК КПК. Во время его работы, 8 августа, было принято «Постановление о великой пролетарской культурной революции». Но ещё
1 августа 1966 года в 5.30 утра по пекинскому радио прозвучало короткое выступление Мао Цзэдуна. «Великий кормчий» объявил народу, ещё не очнувшемуся от сна: «
У нас под боком пока спят люди типа Хрущёва. Но в любой момент они могут проснуться и уничтожить нашу революцию, похоронить наши планы и сделать с нашей страной и с нашей партией то, что сделали предатели с СССР и с КПСС после кончины Сталина. Я призываю весь народ выйти на улицы и развернуть великую пролетарскую культурную революцию против явных и тайных двурушников-предателей, идущих по капиталистическому и ревизионистскому пути!».
Считается, что культурная революция позволила Мао удержать ускользающую из рук власть. Партийные и хозяйственные кадры, недовольные разрывом с Москвой и плачевными результатами экономических экспериментов, были сметены молодыми бунтарями - хунвэйбинами. Обезумевшие толпы забивали камнями и палками «ревизионистов» - руководителей провинций, директоров предприятий, университетских преподавателей, школьных учителей, председателей партячеек... Миллионы образованных горожан были сосланы в деревню на «трудовое перевоспитание», большинство из них сгинули без вести. Мао вскоре потерял контроль над народной стихией, и отряды хунвэйбинов начали сражаться друг с другом. «Черные» бунтари из народных низов мочили «красных» - выходцев из «хороших» семей, бывших студентов и школьников.
В грандиозной смуте погибли около 100 миллионов человек, на долгие годы было дезорганизована промышленность, невосполнимые потери понесли образование и наука. Только вмешательство армии усмирило анархию. Многие города пришлось брать штурмом. Город Гуйлинь штурмовали 30 тысяч солдат и сотни танков, баррикады бомбили напалмом. Кампания по уничтожению хунвэйбинов продолжалась до 1976 года. Но сам Мао считал, что в ходе культурной революции «было 30 процентов ошибок и 70 процентов было сделано правильно».