8 сентября 1941 года в районе реки Свирь финны захватили
УТИ-4 в практически исправном состоянии. Повреждены были только кок и лопасти воздушного винта. Самолёт вернули в летное состояние и он поступил на вооружение в специальное тренировочное подразделение финских ВВС. 11 сентября 1942 года «спарка» была законсервирована. Налет в ВВС Финляндии к этому моменту составил 43 часа 23 минуты. Позже самолёт был помещен музей. Финский УТИ-4 является единственным сохранившимся к настоящему времени самолётом этого типа.
De Havilland Vampire D.H. 100 британского производства совершил первый полёт 20 сентября 1943 года, принят на вооружение Королевских ВВС в 1945м и составлял основу истребительной авиации в течении 10 лет. Было выпущено 4400 машин, поставлявшихся в три десятка стран.
Первый реактивный самолет появился в финских ВВС в 1953, до этого основу составляли Мессершмитты BF109 времен второй мировой войны.
На момент приобретения Вампир был уже устаревшей моделью - шла Холодная война и страны НАТО не спешили продавать самолеты своего производства в нейтральную Финляндию, дружественную СССР.
В конечном итоге Советский Союз предложил соседу свои самолеты Миг-21, котрые стояли на вооружении финских ВВС более 20 лет.
Прямо под ним - учебный вариант
Trainer T.55.
Самолёт первоначального обучения
Saab 91 D Safir, конструкции Андерса Андерссона (Anders J. Andersson), ранее работавшего в немецкой фирме Bücker, где он принимал участие в разработке Bücker Bü 181 "Bestmann", с которым шведский самолет имел много общего.
Трёхместная машина выпускалась в 1946 - 1966 годах в пяти модификациях с четырехцилиндровыми моторами de Havilland с мощностью 125-145 л.с. или шестицилиндровыми, 180-190 л.с. В Швеции выпущено 203 самолёта, ещё 120 в Нидерландах, машина поставлялась в Норвегию, Финляндию, Австрию, Тунис и Эфиопию.
Самолет использовался для экспериментов во стреловидным крылом при разработке реактивных истребителей Saab 29 и Saab 32. В Финских ВВС было 36 самолётов этого типа, начиная с 1957 года до конца 80х они использовались для первоначального обучения пилотов, заменив довоенные Viima 2.
Шведский реактивный истребитель
Saab 35 Draken первый раз поднялся в воздух 25 октября 1955 года. Это был революционный самолёт с треугольным крылом и выдающимися для того времени летными качествами, он сразу сделал Швецию авторитетной авиационной державой. Спецификации на самолёт были выданы министерством обороны еще в 1949 году, кроме возможностей перехвата бомбардировщиков, к новой машине предъявлялись требования простоты обслуживания и возможности использования с автодорог общего пользования.
Saab 35 появились в ВВС Финляндии в 1970-х годах, постепенно заменяя советские МиГ-21. Некоторые самолёты были переоборудованы для подвески ракет советского производства. Draken был основным типом истребителя почти 20 лет, дважды проходили модернизацию с полной заменой авионики, пока им на замену не пришли американские F-18 Hornet.
Этот самолёт введен в состав военно-воздушных сил в 1978 году, и совершил последнюю посадку в аэропорту Вантаа в 1995м, после чего стал экспонатом музея.
Тут же можно увидеть манекены в костюме пилота ВВС Финляндии, его же на катапультном кресле и аварийный запас выживальщика. Котелок - копия нашего.