23 июля 1911 г. 105 лет назад
Начался групповой перелёт лётчиков из Санкт-Петербурга в Москву
Авиаперелёт организованый Императорским Российским Аэроклубом являлся на тот момент «колоссальным шагом вперёд в нашей молодой авиации». Инициатором перелёта был известный аэронавт, полковник С.И. Одинцов. Из государственной казны на проведение перелёта было ассигновано 100 000 рублей. В перелёте могли участвовать только русские авиаторы. Лететь следовало по строго определенному маршруту Санкт-Петербург—Новгород—Валдай—Вышний Волочек—Тверь—Москва (Ходынское поле) и только днём — с 4 часов утра до 8 часов вечера.
На участие в перелёте записались 12 лётчиков: А.А. Агафонов («Фарман», «Гном» 50 л.с.), А.А. Васильев («Блерио», «Гном» 50 л.с.), Т.Н. Ефимов, младший брат
М.Н. Ефимова («Блерио», «Гном» 50 л.с.), М.Ф. де-Кампо-Сципио («Моран», «Гном» 50 л.с.), Н.Д. Костин («Фарман», «Гном» 50 л.с.), М.Г. Лерхе («Этрих», «Даймлер» 65 л.с.), Б.С. Масленников («Фарман-militaire», «Гном» 50 л.с.), В.А. Слюсаренко («Фарман», «Гном» 50 л.с.), А.Н. Срединский («Фарман-militaire», «Гном» 50 л.с.), С.И. Уточкин («Блерио», «Гном» 50 л.с.), В.Н. Эристов («Блерио XI 2 бис», «Гном» 70 л.с.), Г.В. Янковский («Блерио», «Гном» 50 л.с.).
(10)
23 июля 1911 года ранним утром тысячи петербуржцев собрались на Комендантском аэродроме, чтобы наблюдать за стартом первого группового перелёта по маршруту Санкт-Петербург—Москва. Из 12 заявленных участников взлететь в точке старта
, среди которых были и экипажи с пассажиром.
Победитель перелёта, преодолев расстояние в 725 километров, прилетел в Москву за 24 часа 41 минуту 14 секунд, причём лётное время составило 9 часов 30 минут, остальное время он провёл на земле, ремонтируя и заправляя аппарат, а также немного отдыхая и восстанавливая силы. Этим единственным человеком стал
(1882—1918). В последний момент у него отказал мотор, на освещённое кострами Ходынское поле он спланировал в полной тишине.
Васильев позднее писал: «Мрачное отчаяние овладевало мною. Моментами я был близок к тому, чтобы прекратить эту ненужную борьбу, выпустить штурвал из окровавленных рук и, закрыв глаза, броситься в объятия стерегущей смерти».
Не долетев до Новгорода, разбился аэроплан Слюсаренко, потерпел аварию «Фарман» Масленникова, погиб пассажир Шиманский. Двое отказались от перелёта, а все остальные заработали повреждения аппаратов, и ещё травмы разной тяжести.
В 1914 году Васильев добровольно ушёл на фронт. Первый боевой полёт 10 августа 1914 года стал для него последним. Из-за повреждения в моторе осколками снаряда ему пришлось сделать вынужденную посадку в районе Львова. Лётчик и находящийся на борту его «Морана» генерал-лейтенант Е.И. Мартынов попали в плен к австрийцам. Известно, что Васильев пытался бежать из плена, был схвачен, за попытку побега заключён в лагерь строгого режима и в 1918 году умер в плену.
Вот что писал А.А. Васильев об отечественной авиации:
«Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав».
Результат перелёта Петербург–Москва. Шарж М.С. Линского