Пехотный танк Mk.IV «Черчилль», A22 — тяжелый пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны.
Первоначальная концепция тяжелого танка A20 как замены пехотных танков
Matilda II и
Valentine была разработана в начале Второй мировой войны.
В соответствии с британской доктриной пехотных танков и опираясь на требования позиционной войны, как это было в Первую мировую, танку требовались способности преодолевать пехотные заграждения, состоящие, в частности, из колючей проволоки, пересекать минные поля и атаковать стационарные огневые точки. Как следствие, ему не требовались большая скорость или сильное вооружение.
Изначально предполагалось вооружение в виде двух спарок пушки QF 2 pounder и соосного с ней пулемёта BESA, располагавшихся в боковых спонсонах. Третий пулемёт и установку дымовой завесы предполагалось установить в передней части корпуса.
В дальнейшем спецификация была пересмотрена в пользу конструкции с башней, снабженной передним бронелистом толщиной 60 мм, способным выдержать попадание обычным снарядом из немецкой 37 мм пушки.
Габаритные чертежи были построены исходя из использования башни танка A12 Matilda и двигателя танка Ковенантер.
Во время постройки вооружение вновь было пересмотрено — на этот раз в пользу одной из двух пушек: QF 6 pounder либо французского 75 мм орудия в передней части корпуса. В конце концов была выбрана 3-дюймовая гаубица.
При массе в 43 тонны и оппозитном 12-цилиндровом двигателе Henry Meadows мощностью 300 л. с., A20 обладал весьма низкой удельной мощностью, по сравнению с 18-тонным Covenanter’ом. Впрочем, для пехотного танка эта цифра существенно менее важна.
После поражения Франции стало ясно, что сценарий окопной войны в Северной Европе более не применим, и концепция танка была пересмотрена директором танкового бюро Королевского Арсенала в Вулидже Генри Мерритом, в соответствии с результатами боев в Польше и Франции. Новые спецификации A22 или Пехотного Танка Марк IV были переданы фирме Vauxhall в июне 1940 года.
Благодаря тому, что немецкое вторжение в Британию выглядело неминуемым, а также тому, что большинство британской техники было потеряно во время отступления из Франции, Военное Министерство Великобритании специально указало, что A22 должен поступить в серийное производство в течение года.
К июлю 1940 года разработка была завершена и в декабре того же года был создан первый прототип. В июне 1941, практически год спустя, как и было заявлено, первые «Черчилли» покинули сборочную линию.
"Благодаря" разработке в сжатые сроки и недостаточному циклу тестирования, «Черчилль» был подвержен огромному количеству механических проблем. Наиболее очевидным оказывалось, что двигатель оказался недостаточно мощным и надежным, обеспечивавшим техникам серьезные сложности в плане технического обслуживания.
Вторым проблемным местом было слабое вооружение, представленное в виде 2-фунтовой (40 мм) пушки, дополненное наличием 3-дюймовой гаубицы в корпусе, стрелявшей снарядами HE (англ. High Explosive), хотя и по нестандартной для гаубиц высокой траектории.
Производство башен для орудий QF 6 pounder началось только в 1941 году.
Невысокая скорость производства практически привела к отказу от строительства «Черчиллей» в пользу нового танка Кромвель, и спасло Mk III лишь удачное выступление во Втором сражении при Эль-Аламейне в октябре 1942 года.
В модели представлена версия танка Мк. III - с 76 пушкой QF 6 pounder gun, с демонтированной гаубицей и установленным на ее месте пулеметом, со снятым ограджением гусеничных лент, с установленными шноркелями - именно в таком виде Черчилли принимали участие в дьеппском рейде. Много было дискуссий по поводу странноватого коричневого цвета, в итоге сошлись на том, что китайцы тут промахнулись, но, лично мне, нравится и так. Тем более, что цветных фото танков из той вылазки и нет, может и перекрасили канадцы специально танки, для лучшего опознавания в предрассветных сумерках.
На фото прототипы с "крыльями" и без, а также несколько погибших дьеппских мастодонтов.