Тема: Colobox
Показать сообщение отдельно
Старый 25.06.2016, 20:47   #846
Colobox
 
Аватар для Colobox
Регистрация: 29.05.2009
Адрес: Новокузнецк
Сообщений: 13,334
Сказал(а) спасибо: 22,734
Поблагодарили 34,956 раз(а) в 9,220 сообщениях
Альбомов(фоток): 1(33)
По умолчанию Жила была одна страна

Десятидневная война

Ровно четверть века назад, 25 июня 1991 года Словения и Хорватии провозгласили свою независимость от СФРЮ. Это стало началом окончательного разрушения союзного государства.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: Breakup_of_Yugoslavia.jpg
Просмотров: 1
Размер:	66.4 Кб
ID:	1032156

Небольшое историческое отступление: после ввода войск Варшавского договора в ЧССР в 1968 году югославское руководство решило, что следующей на очереди будет Югославия, и в 1969 году приняла собственную доктрину тотальной войны, названную доктриной тотальной народной обороны. Доктрина основывалась на опыте боевых действий югославских партизан во время Второй мировой войны. С этой целью были созданы части Территориальной обороны (ТО), являвшиеся составной частью Вооружённых сил. Каждая из югославских союзных республик имела собственные военизированные соединения ТО, в то время как федерация в целом содержала Югославскую народную армию (ЮНА), имевшую собственный резерв. ТО фокусировалась на небольших подразделениях лёгкой пехоты, оборонявшихся на хорошо известной им местности. Основным подразделением являлась рота. Более 2000 заводов, муниципалитетов и организаций выставляли подобные подразделения. Они должны были действовать по месту своего жительства. На региональном уровне формировались также батальоны и полки, имевшие артиллерию, ПВО, и некоторое количество бронетехники.

На фоне общего кризиса стран социалистического лагеря в Югославии наметились центробежные тенденции. И Словения, и Хорватия заранее готовились к отделению. К примеру, Декларация об отделении Словении была принята еще 31 января 1991 года, а в конце февраля соответствующая поправка о независимости была внесена в местную конституцию. Более того, правительство Словении более года готовило почву для быстрого признания своей независимости со стороны стран, казавшихся Любляне ключевыми. В столицах соседей – Венгрии, Австрии, Италии – были открыты неформальные представительства Словении, в Вашингтоне – «Бюро по внешнеполитическим, экономическим и культурным связям Словении и США», в же Москве функции «посла» выполнял директор торгового объединения «Словениялес». Дополнительная поддержка была получена и от Ватикана (словенцы - католики).

Уже в сентябре 1990 года Словения не послала в ЮНА новобранцев и не перечислила в союзный бюджет налог на армию, который составлял 300 млн. динаров. Эти средства пошли на закупку в Венгрии, Германии и Польше оружия для сил ТО, в первую очередь противотанковых средств.
После этого местный парламент переподчиняет ТО словенским органам власти и назначает министром обороны Янеза Яншу – ученого-теоретика, военного историка, специалиста по роли вооруженных сил в Европе и известного словенского националиста. В свою очередь Янша создает в Любляне штаб ТО, который возглавляет майор (затем полковник) Янез Слапар. Еще до того, как федеральная власть, заподозрив недоброе, решает вывезти из Словении оружейные склады, Слапар успешно их захватывает, формирует бригаду спецназа MORIS и даже бригаду ПВО. При создании таких специальных сил не обошлось без поддержки извне, в особенности из Германии, видевшей традиционно в Словении одну из собственных земель, и не случайно, что образцом для бригады MORIS была GSG-9, группа по борьбе с терроризмом пограничных сил ФРГ. В тогдашней Европе главным образом спецслужбы Германии и Австрии активно помогали этим сепаратистам по уже знакомым сценариям Чехословакии.

25 июня 1991 года руководство Словении объявило о взятии под свой контроль воздушного пространства и границ республики и приказало местным военным частям готовиться к захвату казарм Югославской народной армии (ЮНА). Министр обороны Словении Янез Янша и министр внутренних дел Бовчар, отдали приказ о мобилизации сил ТО и милиционеров. Теоретически это 70000 человек. Однако реально словенцам удалось выставить 30000 бойцов и милиционеров. Они распределялись по всей территории Словении, либо вокруг жизненно важных объектов, либо в определенных заранее планом обороны участках.
В тот же день премьер-министр Югославии хорват Анте Маркович дал указание командованию ЮНА взять под контроль обстановку в столице Словении Любляне.
Военная операция против Словении началась в 5 часов утра 27 июня, когда части Югославской народной армии двинулись с целью окружить столицу мятежной республики Любляну, овладеть столичным международным аэропортом, занять пограничные посты на границах с Австрией, Венгрией и Италией. В свою очередь, словенцы блокировали находившиеся в их республике военные городки ЮНА.
Первые столкновения словенцев с ЮНА произошли уже днем 26 июня. Этот и следующий день можно считать тем последним рубежом, шагнув за который, Югославия шагнула в пропасть гражданской войны. Основной задачей ЮНА было закрытие границы Словении с Италией и Австрией, с этой целью выдвинулись колонна в составе 1990 военнослужащих, 400 милиционеров и 270 таможенников. Однако колонна натолкнулась на засады и баррикады, организуемые мобильными пехотными отрядами словенской ТО, кроме того местное население также привлекалось к действиям против ЮНА — жители сел и городов толпами перекрывали дороги или строили баррикады.

Уже к исходу 27 июня стало ясно, что операция развивается крайне неудачно. Начавшие выдвижение части и подразделения ЮНА были остановлены, поскольку встретили сильное и организованное сопротивление. Потом появились сообщения, что еще при подготовке ввода войск не обошлось без "утечки информации". К примеру, председателем Президиума Югославии (фактически президентом страны) был хорват Стипе Месич, который практически парализовал его деятельность. Позже он перебрался в Хорватию, заявив: "Я свою задачу выполнил — Югославии больше нет".
Начавшие наступление подразделения ЮНА встретили ожесточённое сопротивление со стороны словенских территориальных отрядов. На границе с Австрией на пути следования подразделений ЮНА шло блокирование путей и возведение баррикад.
18—20-летние солдаты федеральной армии, которым сказали, что они будут "защищать Родину от вторжения сил НАТО", но при этом многим даже не выдали боекомплекты (их не готовили к серьезному сопротивлению), противостояли резервистам, которых много месяцев специально готовили сражаться за независимость. Началось массовое дезертирство солдат и офицеров ЮНА словенцев и хорватов по национальности. В Хорватии* на пути следования военных колонн начали возводиться баррикады, с целью их недопуска на территорию Словении. Развернулась пацифистская компания против ЮНА, в которой, немалую роль сыграло и движение "солдатских матерей", требовавшее возвращения срочнослужащих солдат в "свои" республики. Несколько подразделений ЮНА было блокировано на дорогах. Был захвачен, и сдался 65 пограничный батальон. Вышедшие ему на помощь две роты (танковая и механизированная) танковой бригады были остановлены не только огнем противотанковых средств словенцев, но и минными полями, а бывший на марше дивизион ЗСУ попал в засаду, потеряв 12 человек убитыми и 15 раненых. Впрочем и само командование ЮНА не имело плана дальнейших действий. Механизированные колонны бесцельно мотались по горным дорогам Словении, сжигая горючее, подвергаясь обстрелам, попадая в многочисленные засады и неся потери. Силы спецназначения использовались мало. Мехпатрули имели приказ "применять оружие лишь в крайнем случае" и этот "случай" нередко заканчивался потерями ЮНА. Мехгруппы (около роты), вызывавшиеся на места нападений словенцев, не имели достаточно пехоты, а то и вовсе ее не имели. Авиация ЮНА раз вообще отбомбилась по собственным войскам. Югославское командование широко использовало в боевых действиях авиацию. Штурмовики действовали в интересах армии, "проталкивая" колонны бронетехники в глубь республики. Отмечено несколько десятков бомбовых ударов, в частности по аэропорту Любляны (где был уничтожен аэробус А-320), а также пограничным постам на границе с Австрией и Италией.
Лишь к исходу 29 июня федеральной армии удалось прорвать словенские заслоны и перебросить подкрепления к югославско-австрийской границе. 4 июля активные боевые действия были прекращены.

В ходе боев потери Югославской армии (ЮНА) составили 45 человек убитыми, 146 ранеными, при этом 4693 военнослужащих и 252 сотрудника федеральных служб были взяты в плен. Был выведен из строя 31 танк (сюда вошли и сожжённые и повреждённые), 22 транспортные бронемашины, 172 транспортных средства и 6 вертолетов. Потери словенских сил самообороны составили 19 убитых (9 бойцов ТО, остальные — гражданские лица) и 182 раненых. Также погибли 12 граждан иностранных государств, в основном водители на службе международных транспортных компаний. Словенцам удалось захватить в качестве трофеев технику двух танковых батальонов и одного артдивизиона танковой бригады ЮНА. Также им достались учебный инженерный полк, некоторые подразделения полка ПВО, пограничный батальон, техника и вооружение некоторых других частей. Только бронемашин словенцам удалось захватить свыше 100 единиц.
Из армии стали массово увольняться офицеры хорваты, босняки-мусульмане и частично македонцы. Если к началу 1991 года в ЮНА было примерно 51% офицеров-сербов, то к лету после «десятидневной войны» уже почти 90%. В июле части сербской ТО превентивно провели операцию «Обала-91» (Берег-91) и заняли регион Бания в центральной Хорватии, после чего дезертирство из ЮНА хорватов, боснийцев и албанцев стало массовым. К концу августа 1991 года, когда война в Хорватии стала реальностью и приобрела масштабный и на редкость кровавый характер, состав армии уже почти целиком был сербско-черногорским.

Под давлением ЕС 7 июля в любимой резиденции Броз Тито на хорватском острове Бриони начались мирные переговоры при посредничестве уже упомянутых европейских государств (заинтересованных в разделе Югославии). Итоговый документ предусматривал окончательное прекращение огня и даже выглядел как уступка федеральным властям. Контроль над внешней границей вроде как передавался словенцам, но сборы должны были поступать на федеральный счет. Также словенцы должны были разблокировать дороги и расформировать ТО. Не позднее августа должны были начаться переговоры обо всех аспектах будущего Югославии, а до этого срока Словения и Хорватия как бы «замораживали» действия деклараций о независимости. Наконец, 12 июля федеральная власть отдала приказ о полном выводе ЮНА с территории Словении.
Разумеется, в дальнейшем Любляна полностью проигнорировала те пункты «Брионского соглашения», которые ей не нравились, и в декабре 1991 года Исландия стала первым государством, официально признавшим независимость Республики Словения, а заодно и Хорватии.

--------------------------
*Процессы, происходящие в те дни в Хорватии несколько отличались от словенских. К моменту провозглашения Хорватией независимости 25 июня 1991 года в республике уже шла война, между сербами, составлявшими 12 % населения Хорватии и хорватскими силами МВД. Хорватские сербы прекрасно помнившие о геноциде усташей в годы Второй мировой войны, поддержанные добровольцами из Сербии начали т. н. "революцию бревен" — создавать дорожные баррикады из оцилиндрованного бревна и больших камней с целью недопущения хорватских полицейских сил. Части ЮНА при этом сохраняли нейтралитет, пытаясь "развести" противоборствующие стороны. С началом войны в Словении хорваты начали блокировать казармы ЮНА, командование которой отдало приказ взять обстановку под контроль. В этом ее подразделениям активно помогали местные сербы, и уже через месяц после провозглашения Хорватией независимости около 30 % территории страны находилось под контролем ЮНА и их вооружённых формирований. Но в отличие от Десятидневной войны в Словении, в Хорватии всё только начиналось...
Миниатюры:
1424169905_jzaafhsllua.jpg   1424169960_ygivxavp_ge.jpg   1424170804_debq2r2uy4i.jpg  

1424171070_ctg9xt7bvzs.jpg   1424171432_-evexyd6bt4.jpg   1424171571_nv8lj1s-ycu.jpg  

1424171601_bh5qggj36k8.jpg   1424172138_co1lwataypy.jpg   1424255684_zh_frhwpn9s.jpg  

1426842995_60703620.jpg   1426843059_72512-2.jpg  
__________________
Словомъ, было хорошо лишний раз доказано, что есть автомобили, приспособленные для русскихъ дорогъ, но нет русскихъ дорогъ, приспособленныхъ к другому способу сообщения, кроме аэроплановъ (С) А. П. Нагель

мои темы на форуме


Последний раз редактировалось Colobox; 25.06.2016 в 21:24.
Colobox вне форума   Цитата
Сказали cпасибо (7):
Antitrend (25.06.2016), Botya (03.07.2016), carassus (27.06.2016), HaruTarra (25.06.2016), Maksus (25.06.2016), mercedes (26.06.2016), Pivoraki (25.06.2016)