Тема: Colobox
Показать сообщение отдельно
Старый 19.06.2016, 17:39   #840
Colobox
 
Аватар для Colobox
Регистрация: 29.05.2009
Адрес: Новокузнецк
Сообщений: 13,334
Сказал(а) спасибо: 22,734
Поблагодарили 34,956 раз(а) в 9,220 сообщениях
Альбомов(фоток): 1(33)
По умолчанию

19 июня 1864 года возле французских берегов близ Шербура произошел морской бой (Battle of Cherbourg) между рейдером южан "Алабамой" и шлюпом северян "Кирсардж", который закончился потоплением самого удачного рейдера Конфедерации.

Вернувшийся в Атлантику, 11 июня 1864 года рейдер южан "Алабама" (CSS Alabama) прибыл для ремонта в морской французский порт Шербур, однако оказался заперт в гавани винтовым шлюпом Союза* "Кирсардж" (USS Kearsarge) под командованием капитана Джона Уинслоу (John Ancrum Winslow), который несколькими днями позже появился у Шербура.

Узнав о появлении корабля Союза, капитан рейдера Рафаэль Семмс (Raphael Semmes) отказался от первоначального плана ремонта "Алабамы" и решил выйти в море и дать бой янки."Кирсардж" ненамного превосходил южный рейдер - также был построен из дерева, его команда состояла из 162 человек (146 на "Алабаме"), а вооружение насчитывало две 11-дюймовые пушки Дальгрена, четыре 32-фунтовых орудия и нарезное 30-фунтовое орудие Паррота (на "Алабаме" одно 68-фунтовое орудие, одно нарезное 110-фунтовое орудие Блейкли и шесть 32-фунтовых орудий). Но федералы располагали двумя существенными преимуществами, которые в конечном итоге и решили исход дела. Первым из них было то обстоятельство, что порох в крюйт-камерах "Алабамы" был плохого качества, поскольку в течение двух лет он подвергался воздействию морской воды и не всегда благоприятных погодных условий. Во-вторых, капитан Уинслоу, командир "Кирсаржа", защитил борта своего корабля растянутыми якорными цепями, которые амортизировали удары вражеских ядер, а сверху прикрыл их тонким слоем фанеры для маскировки. Южане, естественно, не знавшие об этой уловке противника, отважно вышли с ним на поединок.

19 июня 1864 года "Алабама" снялась с якоря и покинула воды Шербурской гавани. Вплоть до границы территориальных вод ее сопровождал французский броненосец "Корона" (Couronne), которому было поручено проследить за тем, чтобы нейтралитет Франции не был нарушен. Кроме этого военного корабля к месту предстоящего боя устремилось множество лоцманских лодок и рыбачьих шхун, палубы которых были переполнены любопытными зеваками. В числе прочих судов там была английская яхта "Дирхаунд" (The Deerhound), сыгравшая в развернувшихся событиях далеко не последнюю роль. Зрители занимали также все прибрежные холмы и возвышенности: они горели желанием воочию увидеть бой двух военных кораблей.

Тем временем "Алабама" приблизилась к границам нейтральных вод, и впередсмотрящий заметил стоявший под парами "Кирсардж". Тогда капитан Семмс, осознав важность момента, влез на лафет орудия и обратился к команде с прочувствованной речью.

Цитата:
"Офицеры и матросы "Алабамы"! У вас появилась еще одна возможность встретиться с врагом... К настоящему времени вы обошли почти весь свет, и не будет преувеличением сказать, что вы уничтожили и загнали под защиту нейтрального флага половину вражеского флота, который в начале войны заполонил все моря. Этим достижением вы можете гордиться, и благодарное отечество вас не забудет. Имя вашего корабля известно повсюду, где есть цивилизация. Будет ли это имя запятнано поражением? Это невозможно! Помните, что мы в проливе Ла-Манш, который является полем морской славы нашей расы, и что взоры всей Европы в этот миг обращены на вас. Флаг, который развевается над вами, принадлежит молодой республике, бросающей вызов своему врагу, где бы и когда бы она его ни встретила. Покажите всему миру, что вы знаете, как защитить себя! По местам стоять!"
А затем разыгралось сражение, длившееся около 1 часа 10 минут. Первыми огонь открыли конфедераты, пославшие в двинувшийся навстречу "Кирсардж" несколько снарядов. Но федеральный охотник не получил ни единой царапины и продолжал спокойно идти на сближение, даже не отвечая на вражеские выстрелы. Лишь с дистанции в 1,000 ярдов (900 м), его пушки открыли ответный огонь. Затем корабли сошлись на расстояние в 500 ярдов и принялись кружить на одном месте, постоянно поворачиваясь к противнику бортами, усеянными орудиями, обмениваясь залпами. Через несколько минут капитан Семмс увидел, что бомбические снаряды не наносят "Кирсарджу" ни малейшего ущерба, и приказал артиллеристам перейти на ядра. Однако и это не помогло конфедератам: цепи оказались эффективной защитой от неприятельских снарядов, и ни сам федеральный корабль, ни его команда практически не пострадали.

Команда "Алабамы" сражалась с достойной восхищения храбростью, но не могла спасти обречённое судно. Неприятельские снаряды проделали в её корпусе несколько пробоин ниже ватерлинии. "Алабама" сильно накренилась, все еще продолжая вести огонь, но бортовой инженер вскоре доложил капитану, что в трюмы поступает вода и что спасти корабль, по-видимому, не удастся. Дыры в борту "Алабамы" были, по его словам, такого размера, что в них можно протащить тачку. Тогда Семмс, решивший, что дальнейшее сопротивление бессмысленно и приведёт лишь к ненужным жертвам, приказал спустить флаг. Сам он выбросил свою саблю за борт, чтобы избежать традиционной для того времени церемонии капитуляции, и стал ждать, пока северяне возьмут его и команду в плен.
Однако корабль тонул быстро; "Кирсардж" просто не успевал спустить шлюпки и направить их к "Алабаме" для спасения терпящих бедствие моряков. Тогда южане стали спокойно, без паники, покидать судно. Семмс, как и положено командиру, шагнул за борт последним. На его счастье, поблизости оказался "Дирхаунд", та самая английская яхта, владелец которой хотел посмотреть на ход боя. Она подошла к месту гибели крейсера как раз вовремя, чтобы подобрать командира "Алабамы" и его офицеров с частью команды, позволив им таким образом избежать заключения в Рок-Айленде. Остальных моряков корабля выловили подоспевшие федеральные шлюпки и в качестве военнопленных доставили на борт "Кирсарджа".

В последние минуты "Алабамы" на глазах спасающегося экипажа совершил настоящий подвиг помощник хирурга корабля доктор Дэвид Герберт Ллевеллин (D. Herbert Llewellyn). Этого британца любил и уважал весь экипаж – и не зря. Все время битвы он оставался на своем посту в кают-компании, превращённой в лазарет, стараясь облегчить страдания раненых. Когда же был получен приказ покинуть корабль, Ллевеллин обеспечил спасение раненых, организовав их погрузку на две остававшиеся целыми шлюпки. Обе шлюпки оказались перегружены и, понимая, что они в любой момент могут перевернуться, доктор отказался забраться в шлюпку, несмотря на многочисленные предложения матросов. Ллевеллин сказал им: "Я понимаю, что вы хотите меня спасти, но раненные важнее. Я не могу рисковать их жизнями". Экипаж не знал, что Ллевеллин не умеет плавать, и шлюпки отвалили от борта погибающей "Алабамы"; выполнивший до конца свой долг доктор Ллевеллин ушел на дно вместе с крейсером… Но его жертва не была забыта. Правительство Конфедерации посмертно наградило Дэвида Ллевеллина Южным Крестом Почета (Southern Cross of Honor); мемориальные таблички в честь героя были установлены в больнице Чаринг-Кросс (Charing Cross Hospital), где доктор учился медицине, и в церкви (Easton Royal Church) его родного города в графстве Уилшир.

За час с небольшим "Алабама" сделала примерно 370 выстрелов , "Кирсардж" получил 28 попаданий, в том числе 14 в корпус, но в результате этого массированного обстрела были убит один и ранены лишь два федеральных моряка. Они получили ранения, когда бомбический снаряд пробил фальшборт и разорвался под кватердеком.
Огонь северян был не таким массированным — они сделали всего 173 выстрела — но значительно более результативным. Старший офицер "Алабамы" вспоминал, как 11-дюймовый снаряд из орудия Дальгрена ворвался на батарейную палубу сквозь пушечный порт и уложил 8 из 16 моряков, обслуживавших орудия. "Люди были разорваны на куски, а палуба усеяна руками, ногами, головами и внутренностями, — вспоминал этот офицер. — Один из помощников кивнул мне головой, как будто спрашивая: "Мне очистить палубу?". Я наклонил голову. Он поднял изувеченные останки и бросил их в море". Всего в бою погибли 9 "алабамцев", а 21 моряк, включая командира, получили ранения. При гибели рейдера утонули (пропали без вести) еще 25 человек, около 70 человек были захвачены федералами и 42 члена экипажа (из них 13 офицеров) спасла английская яхта "Дирхаунд", капитан которой отказался выдавать спасенных северянам, что вызвало гнев Уинслоу. После победы капитан "Кирсарджа" решил ,что может быть "добряком" и всех раненых южан передал во французский госпиталь.

Так закончилось двухлетнее плавание рейдера "Алабамы". За два года своей боевой карьеры "Алабама" нанесла огромный урон торговому мореплаванию Союза – причем по всему миру. За это время рейдер южан уничтожил 65 федеральных торговых судов, лишив северян товаров на 6,000,000 долларов (это примерно 123,00,000 современных долларов). Причём все эти успехи были достигнуты совершенно бескровно: за всё время рейдерства не пострадал ни один человек – ни в экипаже "Алабамы", ни на захваченных и уничтоженных судах.

* так тогда называли северные штаты, оставшиеся в составе САСШ.
Миниатюры:
ala.jpg   kea.jpg   2GapsTkzxd0.jpg  

KQwDr5SJ9N0.jpg   wWKJyDzK2S4.jpg   XkBV-chyLNk.jpg  

__________________
Словомъ, было хорошо лишний раз доказано, что есть автомобили, приспособленные для русскихъ дорогъ, но нет русскихъ дорогъ, приспособленныхъ к другому способу сообщения, кроме аэроплановъ (С) А. П. Нагель

мои темы на форуме

Colobox вне форума   Цитата
Сказали cпасибо (11):
Alex.Z (21.06.2016), Antitrend (19.06.2016), BARSUK72 (21.06.2016), carassus (24.06.2016), HaruTarra (19.06.2016), Jyzeppe (19.06.2016), Maksus (19.06.2016), mercedes (21.06.2016), Pivoraki (19.06.2016), redjeek (19.06.2016), Валерий Беликов (19.06.2016)