как это часто бывает, однозначного ответа на вопрос "кто сделал первый выстрел в войне двух южноамериканских государств" не существует.
Причиной войны стал спор между Перу и Эквадором за обладание территориями, большая часть которых лежала в бассейне Амазонки между горной цепью Анд и рекой Мараньон.
Начало спорам было положено ещё в колониальный период: на протяжении XIX и XX веков произошло несколько военных столкновений между Перу и Великой Колумбией, а после распада Великой Колумбии — между Перу и Эквадором. Было предпринято также несколько попыток мирного урегулирования отношений, но положить конец конфликту не удалось.
Версия событий Перу заключается в том, что Эквадор предпринимал систематические вторжения на территорию Перу с 1937 года и даже занял несколько пограничных пунктов к 1940 году.
Учитывая эти обстоятельства, президент Перу Мануэль Прадо-и-Угартече
издал приказ о формировании Северной группировки (для действий на Северном ТВД), состоящей из двух легких дивизий по три батальона каждая, плюс четыре отдельных батальона и три артиллерийские батареи (одна из них - шесть 105-мм пушек).
С другой стороны границы эквадорское командование имело всего два армейских батальона "Montecristi" и "Cayambe" (3 высших офицера, 33 офицера и 743 рядовых), вооруженных винтовками Маузер и парой чешских 7,92 мм легких пулеметов ZB-26, плюс два пулемета Vickers-Maxim. Плюс батальон "Cordova" - около 100 военнослужащих, и, так называемую, артиллерийскую батарею "Mariscal Sucre" - 71 воин и ни одного артиллерийского орудия.
Единственная артиллерия во всей эквадорской провинции Эль-Оро - шесть итальянских 65 мм горных пушек, проданных Эквадору после Первой мировой с парой снарядов на ствол. Эти пушки не сделали ни одного выстрела.
Из ПВО эквадорцы имели несколько 20 мм пушек Бреда, размещенных в Пуэрто-Боливар - единственном порту, через который осуществлялись поставки подкрепления и оружия в провинцию.
Эквадор в 1941 году не имел ни одного военного самолета.
Армия Перу, напротив, была фактически сверхсовременной - танки LT-38 (LTP) из Чехословакии, современная артиллерия и самолеты из Италии, первый в Южной Америке отряд парашютистов и батальон морской пехоты.


Неудивительно, что командование и правительство Перу решило провести свой собственный "блицкриг" летом 1941 года.
Война началась в субботу 5 июля 1941 года.
Выслушаем обе стороны.
Перу: Эквадорцы вторглись на территорию провинции Сарумилья и открыли огонь по перуанскому патрулю.
Эквадор: эквадорский патруль обнаружил на эквадорской территории несколько перуанских гражданских лиц и полицейского, который первым открыл огонь и убил одного эквадорца.
В качестве поддержки своих аргументов Эквадор неоднократно ссылался на очевидную разницу в военной мощи между двумя странами, а также отсутствие боеготовности своих сил.
С 5 по 7 июля вдоль высохшего русла Сарумильи велись бои с активным применением артиллерии, а со стороны Перу также авиации, после чего на некоторое время установилось затишье.
Это позволило перуанцам приготовиться к решающему наступлению: 23 июля они, используя огромное численное преимущество в живой силе и танки, начали наступление в направлении эквадорского портового города Пуэрто-Боливар, с моря блокированного флотом.


Перуанские ВВС несли урон лишь от несчастных случаев.
Так, на третий день войны погиб лейтенант Ренан Элиас, пытаясь резкими маневрами с перегрузкой освободиться от несброшенной 100-фунтовой бомбы, зависшей на неисправном бомбодержателе его истребителя-бомбардировщика "Норт Америкэн" NA-50. В результате одного из "кульбитов" бомба детонировала, разнеся самолет вдребезги.
Единственную подтвержденную обеими сторонами боевую потерю перуанская авиация понесла 23 июля. Именно после этого случая в истории перуанских ВВС появился настоящий герой.
О культовой фигуре Перу
В тот день четверка NA-50 вылетела на штурмовку эквадорских позиций в районе Кебрада-Сека.
Согласно перуанской официальной версии событий, лейтенант Хосе Гонсалес Киньонес

был подбит эквадорской зениткой, но не воспользоваться парашютом, а направил свой пылающий самолет на вражескую зенитную батарею и ценой собственной жизни ее уничтожил.
Эквадорская версия выглядит совсем иначе: в том районе не было никаких зениток, соответственно, Киньонеса никто не сбивал, а он просто врезался в землю из-за ошибки пилотирования, расстреливая эквадорцев с бреющего полета. Разумеется, в разговорах с перуанцами эту трактовку озвучивать не стоит, если вы не хотите вызвать у собеседников приступы бурной ярости, возможно, даже переходящей в рукоприкладство.
Дело в том, что в Перу Киньонес считается культовой фигурой и одним из величайших национальных героев. В молодости на авиационной выставке поразил публику, на сверхмалой высоте пролетев в перевернутом самолете.
В 41-й эскадрилии освоил новейший для перуанских ВВС самолет - истребитель-моноплан NA-50 "Torito" (Бычок) - одну из экспортных машин только выходящей на широкий рынок вооружений копании North American.
В честь его подвига 23 июля было объявлено Днем ВВС.
Его портреты украшают денежные купюры.

А самое любопытное, что в 2007 году, то есть, через 65 лет после гибели, Киньонеса из лейтенантов посмертно произвели в генералы.
[свернуть]
Одновременно перуанская авиация начала бомбардировки городов Уакильяс, Аренильяс, Санта-Роза и Мачала.
27 июля Пуэрто-Боливар был взят перуанцами с использованием, в том числе, воздушного десанта (это была первая воздушно-десантная операция в Западном полушарии

).

Впрочем, десантников было всего 30 и заметной роли в боях за город они не сыграли, а одного из них, упавшего в море, спасли и взяли в плен эквадорские рыбаки.
После 31 июля боевые действия приняли вялотекущий характер.
21 ноября Перу и Эквадор подписали перемирие, которое 29 января было подтверждено протоколом Рио-де-Жанейро, 278 тысяч км² эквадорской территории в верхнем течении Амазонки переходило к Перу. Аргентина, Бразилия, США и Чили выступили гарантами соблюдения договора. Однако 78-километровый участок границы вдоль реки Сенепа не был демаркирован в течение 5 лет, что впоследствии дало повод для нового вооружённого конфликта.
В 1960 президент Эквадора Хосе Мария Веласко Ибарра объявил о признании протокола недействительным, так как он был подписан во время оккупации эквадорской территории перуанцами.
Тем не менее, Перу, Бразилия, Аргентина, Чили и США продолжали считать, что договор в силе.
Противостояние Перу и Эквадора ещё два раза выливалось в открытый военный конфликт — в 1981 (война Пакиша) и 1995 (война Альто-Сенепа).
Окончательный мир между Перу и Эквадором был заключён только 26 октября 1998 в Бразилиа (Эквадор признал переход спорных территорий к Перу).