Третья индо-пакистанская война — вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном, произошедший в декабре 1971 года.
Причиной войны стало вмешательство Индии в гражданскую войну, шедшую в Восточном Пакистане.
Британская Индия после ухода английских колонизаторов была поделена на собственно Индию и Пакистан по конфессиональному признаку (индуисты — мусульмане).
Это привело не только к огромному количеству жертв и беженцев, но и к тому, что сам Пакистан оказался разделенным на западную и восточную части, отделенные друг от друга территорией враждебной Индии.
При этом Восточный Пакистан, расположенный в дельте Ганга, оказался с трех сторон (с севера, запада и востока) окружен территорией Индии и лишь с юга выходил к морю, через которое и шло сообщение с Западным Пакистаном вокруг огромного полуострова Индостан (то есть все той же Индии).
Объединенные конфессионально, Западный и Восточный Пакистан оказались разделены не только территориально, но и этнически.
Вся исполнительная, законодательная и судебная власть сосредоточилась в Западном Пакистане.
Бенгальский язык, на котором разговаривали в Восточном Пакистане, не стал национальным (таковым был только урду). Финансировался Восточный Пакистан исключительно по остаточному принципу. В парламенте страны депутаты от востока имели гораздо меньше мест, чем их коллеги от запада, хотя по численности населения восток к началу 1970 годах даже перегнал запад.
Вполне естественно, что жителям Восточного Пакистана надоело быть людьми второго сорта: появилась партия Народная лига под руководством шейха Муджибура Рахмана, выступавшая за равноправие частей страны.

В 1970 году она победила на местных выборах в Восточном Пакистане и немедленно потребовала автономии в рамках единого государства. Исламабад, разумеется, отказал.
Каплей, переполнившей чашу терпения бенгальцев, стали циклоны, повлекшие страшную катастрофу для Восточного Пакистана.
В результате циклонов в 1970 году погибло свыше 500 тысяч жителей Восточного Пакистана. Бенгальские политики обвинили пакистанское правительство в том, что оно не выделило достаточных средств для предотвращения столь масштабных последствий трагедии и не спешило восстанавливать поврежденную инфраструктуру и помогать пострадавшим семьям.
В Восточном Пакистане началась общенациональная забастовка. В ответ на это в марте 1971 году Исламабад распустил Народную лигу и отправил в Восточный Пакистан войска (дополнительные к уже имевшимся).
Это привело к гражданской войне, то есть фактически к войне между западом и востоком. Семь миллионов бенгальцев бежали в Индию, для которой происходящее стало настоящим подарком.
В августе того же года Дели подписал с Москвой договор о взаимной помощи, после чего, ощутив уверенность в завтрашнем дне, занялся подготовкой на своей территории бенгальских партизан («мукти-бахини»).

Партизаны стали наносить значительные потери пакистанским войскам. Тем не менее в Дели поняли, что самостоятельно «мукти-бахини» победить не смогут (или сделают это очень не скоро), надо оказать им «посильную помощь», то есть решить вопрос радикально.
Уже 21 ноября 1971 года индийские подразделения начали вести боевые действия на территории Восточного Пакистана.
Однако выступать открытым агрессором Индия не хотела, ей нужен был предлог для войны. Пакистанское военное руководство пришло к выводу, что пока Индия поддерживает партизанское движение в Восточной Бенгалии, победить его не удастся.
Поэтому было решено начать атаки пакистанских ВВС против индийских военных объектов. 3 декабря 1971 г. ВВС Пакистана в ходе операции «Чингисхан» нанесли авиаудары по индийским аэродромам. Примером для пакистанцев стал удар израильской авиации по арабским странам во время Шестидневной войны 1967 г.
Как известно, в те дни израильские ВВС молниеносными ударами уничтожили военную авиацию воевавших против Израиля арабских стран.
Правда, в отличие от триумфа евреев, пакистанцы не сумели уничтожить ни одного индийского самолета.

Всего ВВС Пакистана сбросили 183 бомбы на 12 целевых ВПП, причём пилотами было отмечено 120 попаданий. Однако пакистанские ВВС не смогли выполнить своей исходной задачи по нейтрализации ВВС Индии на западе, несмотря на очевидную внезапность их атаки.
По сравнению с операцией «Мокед», которая была взята в качестве образца, операция «Чингисхан» провалилась практически целиком, не нанеся почти никакого физического и психологического урона ВВС Индии. Главной причиной этого стали источники индийской разведки в окружении Яхья Хана, которые сообщили информацию о готовящихся «сумеречных» налётах в последнюю неделю ноября, в результате чего индийские ВВС оказались готовы к предстоящей атаке. Уровень тревоги был повышен до красного, самолёты были переведены с передовых баз вечерами 1 и 2 декабря, поскольку предполагалось, что искомая дата — 1 декабря. Однако по настоянию главы разведки тревога была перенесена и на 3 число, что лишило пакистанцев целей во время их налёта на индийские базы.
В первый же день войны индийский эсминец «Раджпут» (английской постройки) потопил в Бенгальском заливе пакистанскую подлодку «Гази» (американской постройки времен Второй мировой)

Индийские самолеты уничтожили на земле и в воздухе все десять пакистанских истребителей F-86 «Сейбр», дислоцированных в Восточном Пакистане.
Таким образом, на восточном фронте индусы немедленно получили абсолютное превосходство как в воздухе, так и на море. Поэтому именно в Бенгальском заливе был развернут единственный индийский авианосец «Викрант» с английскими штурмовиками «Си Хок» на борту в охранении трех фрегатов.


Не опасаясь ударов с воздуха и моря, авианосец с помощью своих штурмовиков на протяжении всей войны безнаказанно громил

пакистанский речной и торговый флот и прибрежную инфраструктуру в Восточном Пакистане, обеспечивая его полную изоляцию от западной части пока еще единой страны.
Впрочем, ВМС Пакистана (они почти полностью базировались в Карачи) и так не могли обеспечить снабжение востока по морю.
В ночь с 4 на 5 декабря три индийских ракетных катера (советские пр. 205) в охранении двух фрегатов (советские же сторожевые корабли пр. 159) атаковали Карачи, потопив эсминец «Хайбер» и тральщик «Мухафиз», а также либерийский транспорт с американскими боеприпасами для пакистанской армии.
Эсминец «Шах Джахан» получил тяжелые повреждения и сразу после войны был отправлен на слом. После столь успешной работы катеров фрегаты обстреляли порт, повредив еще один тральщик.
После этого у Пакистана осталось всего четыре боеспособных надводных боевых корабля (по одному крейсеру и эсминцу, два фрегата) против 21 у Индии (не считая авианосного соединения в Бенгальском заливе) и еще восемь ракетных катеров. Естественно, что в такой ситуации ни о каком снабжении Восточного Пакистана по морю нельзя было и думать. Надводным кораблям ВМС Пакистана было вообще запрещено покидать Карачи. Таким образом, Восточный Пакистан оказался в абсолютной изоляции, что делало его положение заведомо безнадежным.
В воздухе Индия также имела очень существенное превосходство — более 600 самолетов против около 300 в ВВС Пакистана.
У индусов по-прежнему основу истребительной авиации составляли английские «Хантеры» и советские МиГ-21, при этом число последних значительно возросло по сравнению с войной 1965 года.

Основу ударной авиации составляли английские бомбардировщики «Канберра» и советские штурмовики Су-7.

Пакистанская авиация была не только меньше по численности, но и гораздо старше — ветераны Корейской войны «Сейбры», китайские копии бомбардировщика Ил-28 Н-5 и истребителя МиГ-19 J-6, а также совершенно не приспособленные для маневренного воздушного боя американские F-104 «Старфайтер». Вот фото одного из сбитых индусами "Старфайтера", фрагмента, если быть точным.

Наиболее современными были французские истребители «Мираж-3», но их имелось всего 24.
На западном фронте развернулись интенсивные танковые бои, где пакистанским танкам М47 и М48 американского производства и Туре 59 китайского производства противостояли индийские Т-54 и Т-55 советского производства, «Центурионы» английского и «Виджаянта» собственного (по английскому проекту) производства, а также легкие танки — советские ПТ-76 и французские АМХ-13.
Но здесь все действия ВС Индии носили отвлекающий характер, главным был восточный фронт. Индийские войска с нескольких направлений наступали на столицу Восточного Пакистана Дакку.
Пакистанцы защищались ожесточенно, но главным противником индусов была география.

В огромной дельте Ганга им постоянно приходилось форсировать водные преграды, что очень сильно замедляло продвижение, хотя индусы постоянно использовали воздушные десанты с самолетов С-47, С-119, Ан-12, вертолетов Ми-4 и Ми-8.
9 декабря имел место весьма необычный бой танков с кораблями:
Как индийские ПТ-76 потопили три пакистанские речные канонерские лодки.
9 декабря рота из 1-го отдельного эскадрона с гуркскими стрелками на броне прорвалась к докам порта Чандпур. В это время по реке Мегхне в направлении Дакки двигались три речные канлодки с 450 солдатами. ПТ-76 открыли огонь. Все три канлодки были потоплены, погибли 180 пакистанских солдат.
[свернуть]
В ночь с 8 на 9 декабря четыре индийских ракетных катера провели повторный набег на Карачи. Были потоплены панамское, либерийское, английское и греческое суда, подожжены 12 топливных цистерн на берегу.
Через сутки пакистанский флот взял некоторый реванш: подлодка «Хангор» (на тот момент новейшая типа «Дафнэ» французской постройки) потопила индийский фрегат «Кукри» (английской постройки времен Второй мировой).

До сего дня это единственная победа дизельной ПЛ за весь период после 1945 года. Впрочем, этот успех имел для пакистанцев чисто моральное значение, поскольку не мог изменить соотношение сил на море и прорвать морскую блокаду не только Восточного, но и Западного Пакистана.
14 декабря, после удара индийской авиации по правительственному зданию в Дакке, правительство Восточного Пакистана ушло в отставку.
16 декабря пакистанские войска в Восточном Пакистане капитулировали, на чем война и закончилась. Формальное перемирие было подписано вечером 17 декабря.
Потери Пакистана составили около восьми тысяч человек убитыми (пленных из-за капитуляции Восточного Пакистана было около 80 тысяч), около 250 танков, одна подлодка, один эсминец (фактически — два), один тральщик, 16 сторожевых катеров и речных канонерок. Потери Индии составили 3,5 тысячи убитых и пропавших без вести, более 70 танков, один фрегат, четыре сторожевых катера.
Данные о потерях в авиации достаточно противоречивы. Пакистан потерял, по собственным данным, пять самолетов B-57 «Канберра», 29 F-86, три F-104, четыре J-6. Если исходить из индийских данных, то было уничтожено до десяти В-57, 54 «Сейбра», по девять F-104 и J-6, а также до восьми «Мираж-3», потери которых пакистанцы отрицают вообще. Индия потеряла, по собственным данным, пять «Канберр», 19 Су-7, до восьми МиГ-21, 21 «Хантер». Пакистанцы претендуют на уничтожение 33 Су-7 и 30 «Хантеров». Старые пакистанские истребители «Сейбр» и J-6 сбили по одному гораздо более современному МиГ-21. С другой стороны, почти все пакистанские потери в воздушных боях пришлись именно на индийские МиГ-21 — не менее пяти «Сейбров», не менее одного J-6, четыре F-104. А вот «Хантеры» проиграли и «Сейбрам» (2:4), и «Миражам» (0:5), и J-6 (1:3). В целом, как и в 1965 году, в воздушных боях пакистанские летчики были лучше индийских, но индусы компенсировали это количественным и, главное, качественным превосходством своих истребителей. Су-7, несмотря на достаточно большие потери, проявил исключительно высокую эффективность при ударах по наземным целям, в значительной степени парализовав действия пакистанских войск и тыловых служб на западном фронте.
В целом Индия одержала блестящую победу, как военную, так и политическую. В январе 1972 года бывший Восточный Пакистан стал независимой Бангладеш, чего и добивались в Дели.

Пакистан так и не дождался помощи ни от США, ни от Китая, Индии же советская помощь не понадобилась.
Почти сразу после завершения боевых действий президент Пакистана Яхья-хан ушёл в отставку; его сменил Зульфикар Бхутто, который через три года официально извинился перед народом бывшего Восточного Пакистана за преступления против него. К числу заслуг Бхутто относят то обстоятельство, что он сумел добиться освобождения всех пакистанских военнопленных без суда над ними, которого требовало новое правительство Бангладеш.
Отношения между всеми тремя странами были нормализованы после подписания Симлского соглашения 1972 года.
С тех пор между Пакистаном и Индией было несколько ограниченных конфликтов в Кашмире и ни одной большой войны, хотя страны остаются смертельными врагами. Индия достигла подавляющего превосходства над Пакистаном в обычных силах, но теперь обе страны обладают ядерным оружием. Это либо предотвратит новую войну между ними, либо превратит ее в глобальную катастрофу.